На охоту с «Каракуртом»

00:00, 03 декабря 2004

Совсем недавно, в ноябре, два «охотника» на сотовые телефоны получили в областном суде «путевки» действительно в место, не столь отдаленное от дома, - в воспитательную колонию на три с половиной года. Большую скидку по сроку им дали именно из-за возраста (на момент совершения преступлений им было по 16 лет), хотя то, чем занимались эти недоросли, детскими шалостями никак не назовешь.

Мобильник не игрушка, не роскошь, а необходимое средство для: контроля. Большинство родителей, покупая своим чадам сотовые телефоны, имеют в виду именно эту возможность - связаться в любой момент с сыном или дочерью, если ребенок (а он и в 15, и в 20 лет остается таковым) где-то задержался. Времена-то неспокойные.

Но не только нормальные люди эксплуатируют технический прогресс. Мобильники в последнее время стали лакомой приманкой для уличных грабителей, а число грабежей и разбоев уже просто «зашкаливает», портит общую статистику и обеспечивает головную боль операм. Обнадеживает то, что любителей такой легкой наживы все же ловят и доводят до скамьи подсудимых, как случилось и на сей раз.

Два второкурсника колледжа с навороченным названием Валерий Федоров и Виталий Бедолагин (имена и фамилии изменены) учебой себя не перегружали, поэтому свободного времени было хоть отбавляй. Как правило, от нечего делать в юные головы приходят дурные мысли. Но сначала они приобрели электрошокер «Каракурт». Где подпитались воровской романтикой, остановившись на столь необычном подручном средстве, они не признались (но мы-то знаем: один из самоучителей - кино и телеэкраны, не книжки же). Более того, стояли до последнего на своем: обзавелись этой штуковиной, способной поразить силой тока в несколько тысяч ампер взрослого мужчину (обездвиживает и парализует, доставляя адскую боль и оставляя ожоги), исключительно для самообороны на дискотеках. Калужские тинейджеры не поленились съездить в начале апреля в Москву на рынок и не пожалели пяти тысяч рублей на свою покупку. Может, все-таки потому, что виды на это ядовитое «насекомое» они изначально имели совсем другие?

Во всяком случае обороняться ни разу не пришлось. Ходили-ходили по ночным улицам Калуги, а никто на них и не покушается. И решили они тогда: сами на кого-нибудь напасть. Время для охоты выбрали подходящее - ночь-заполночь.

Любовь Яровая возвращалась от именинницы-подруги домой с попутчицей, но потом дорожки их разошлись. На площади Победы девушка на ходу позвонила по мобильнику своему приятелю, а когда свернула во двор, услышала за спиной ускоряющиеся шаги. Двое парней, подбежав, схватили ее с двух сторон. Дальнейшее и вовсе стало для девчонки полной неожиданностью: ее пробило током в спину, в грудь, по рукам: Когда в шоковом состоянии Любовь упала на землю, кто-то, похоже, ногой еще ударил ее и по виску.

Через некоторое время Л.Яровая пришла в себя, но рядом уже никого, пропала сумка и телефон из куртки. Она тут же заявила в милицию. Потом сумку с разбросанными девичьими мелочами обнаружили недалеко от места нападения. Кроме ссадин, ожогов на теле у девушки оказался сломанным большой палец на руке.

В.Федоров и В.Бедолагин, должно быть, остались довольны ночной вылазкой. За мобильник в ломбарде им дали полцены - по 500 рублей на брата. Но это было только начало. Уже через пять дней они, гуляя ночью, вновь присмотрели себе жертву. О.Григорьева, возвращаясь домой, поговорила по телефону и убрала его в сумку. И тут сзади топот:

Своим преследователям она успела сказать, что ничего ценного не имеет. А тем много и не надо было. Но поскольку женщина не хотела добровольно отдавать сумочку, то получила несколько электроударов шокером. Сопротивление было полностью сломлено, потерпевшая не могла даже крикнуть.

За ее простенькую «Моторолу» юные грабители выручили всего: двести рублей. Через пять дней - очеред ное нападение, только теперь, видно, опьяненные успехом, обнаглевшие соловьи-разбойники рискнули злодействовать белым днем. Они заметили у женщины висевший на шнурке мобильник, просчитав ее дальнейший маршрут, обогнали и вошли в подъезд на секунды раньше. На лестнице сорвали с шеи телефон, вновь применив электрошокер.

2 мая около часа ночи приятели напали на двух подруг, все по тому же сценарию разжились очередным мобильником. И в тот же день, только вечером, по-подлому подставив девчонке подножку и сбив ее с ног (причем происходило все это на глазах у матери, выглядывавшей из окна), сорвали телефон. Конечно же, вновь использовали «Каракурт».

Похоже, орудовали им не столько из желания облегчить себе задачу - вдвоем-то справиться с девчонкой или женщиной несложно. Им нравилось, как срабатывала эта игрушка, их забавлял результат, а именно то, как, корчась от внезапной боли, от шока затихали их жертвы. А это, согласитесь, страшный симптом!

Вряд ли ребятки остановились бы сами, безнаказанность ведь только распаляет аппетит, значит, в дальнейшем они, скорее всего, совершенствовали бы свое «мастерство». И нетрудно спрогнозировать, каких бед могли натворить эти грабители-самоучки.

Подведем итог. За короткий промежуток времени (менее трех недель) В.Федоров и В.Бедолагин совершили пять нападений, одно из которых окончательно квалифицировано судом как разбой, а четыре - как грабеж. Всего выручили за реализованные по дешевке мобильники 5500 рублей.

Можно было бы попытаться поверить, что ребят «понесло» по молодости, случайно они оказались в плену какого-то наваждения. Но по логике вещей тогда надо бить себя кулаком в грудь, каясь во всех грехах, просить прощения.

Однако, догадываясь о том, что ответственность будет пропорциональна количеству эпизодов, оба полностью отрицали свою вину по предпоследнему грабежу. Ставка делалась на алиби, которое с готовностью подтверждали любимая бабушка и верный друг семьи одного из подсудимых. (Нелишне знать, что за лжесвидетельство можно угодить на скамью подсудимых, и такие прецеденты в нашей области есть, мы об этом писали.)

Номер, как говорится, не прошел. Потерпевшие хорошо запомнили грабителей, в своих показаниях они не путались, и доказательств вины несовершеннолетних для суда оказалось предостаточно.

Естественно, при определении наказания суд учитывал многие обстоятельства. Например, характеристики. Они оказались исключительно положительными: мальчики - эдакие белые пушистые зайчики, и общительные, и ответственные, и доброжелательные, и оказывали помощь в воспитании младших: Им бы медаль какую, а тут приговор!

Государственное обвинение в суде поддерживал прокурор области А.Руднев. С учетом возраста и первой судимости он просил суд назначить минимальное наказание, предусмотренное Уголовным кодексом по вменяемым статьям в виде пяти с половиной лет лишения свободы каждому. Суд отмерил на два года меньше.

Помню, как в моем далеком детстве в нашей детсадовской группе один пацан так и норовил кого-нибудь укусить то за палец, то за плечо. Никакие увещевания на него не действовали, и время от времени мирное детское щебетание прерывалось ужасным воем очередного пострадавшего. И знаете, воспитательница просто решила проблему: она предложила последней жертве тоже укусить обидчика. Педагогично или нет поступила взрослая тетя - я до сих пор не берусь судить, но эффект был сногсшибательный: тот пацан больше никому из нас больно не сделал, потому что он понял (великое дело практика), что это такое.

Принципа «око за око» в нашем законодательстве нет, у нас достаточно гуманный настрой к преступившим закон (потерпевшие со своей бедой справятся сами). Не боюсь прослыть жестокой, в правовом отношении дремучей и предположу: может быть, гораздо гуманней было бы учить «заблудших» несовершеннолетних чувствовать чужую боль примерно так, как когда-то сделала моя воспитательница? «Угостить» бы пару раз электрошокером наших «охотников» и предупредить на будущее, что если потянет их на следующее злодеяние - наказание будет адекватным. И пока отпустить. Со словесными объяснениями, что такое хорошо и что такое плохо, явно опоздали. А вот как делать дурное, да так, чтобы теперь тебя не поймали, - этому научат братья по несчастью, соседи по нарам.

Но это я так, от переизбытка эмоций, от обиды за чужих детей, от постоянного страха за своих. А еще потому, что на-до-е-ло(!) жить с оглядкой - не крадется ли кто за тобой в сумерках, не норовит ли залезть в карман и т.д. и т.п.

* * *

Грабежи и разбойные нападения по-прежнему остаются одними из самых распространенных видов имущественных преступлений. Только в ноябре в области зарегистрировано 122 грабежа и 12 разбойных нападений. Несмотря на то, что эти преступления считаются трудно раскрываемыми, сотрудники милиции прилагают все усилия к поиску похищенного и розыску преступников.

Очень важно своевременное обращение в органы внутренних дел. Как показывает практика, около половины граждан заявляют о совершенном преступлении более чем через час или через сутки. Оперативное сообщение быстрее поможет раскрыть преступление, а преступника поймать по горячим следам.

Чтобы обезопасить себя от грабежа и разбойного нападения:

  • в вечернее и ночное время суток избегайте безлюдных улиц и темных переулков;
  • сотовые телефоны не носите «на виду»;
  • если вы возвращаетесь из гостей в позднее время суток, воспользуйтесь услугами такси (вызывайте по телефону, а не голосуйте на проезжей части), не старайтесь сэкономить на своем имуществе и тем более на здоровье.

Если вы все-таки подверглись нападению:

  • попробуйте убежать;
  • если это не получилось, постарайтесь привлечь к себе внимание громким криком или другим доступным способом;
  • если вы стали жертвой нападения, как можно подробнее запомните приметы преступника и направление, в котором он скрылся;
  • незамедлительно сообщите по 02 о происшедшем, укажите место, где вы будете дожидаться сотрудников милиции;
  • немаловажную помощь в раскрытии преступлений могут сыграть случайные свидетели.

Если физически вы не можете противодействовать совершаемому преступлению, как можно быстрее сообщите о нем в милицию.

Людмила СТАЦЕНКО, Данил ТИХОМИРОВ
Поделиться с друзьями:
Чтобы оставить комментарий необходимо на сайт или зарегистрироваться.




Новости ВРФ