Общество | Официально | Политика | Экономика | Мы и закон | Наука и образование | Потребителю | Здравоохранение | ЖКХ | Культура | Спорт | Память |
В Жуковском районе хотят восстановить храм XVII века.
Село Трубино находится недалеко от деревни Стрелковка – малой родины Маршала Победы, четырежды Героя Советского Союза Г. К. Жукова, стоит только чуть дальше проехать по трассе. Между тем это место имеет свою славную историю. Издавна здешние земли принадлежали князьям Щербатовым – одной из ветвей рода Оболенских, давшего России много достойных людей – военных, министров, сенаторов, ученых. В конце XVII века здесь располагалась усадьба крупного военачальника – князя Константина Щербатова. Он добился успеха в военном деле и за свои заслуги перед Отечеством в день венчания на царство Иоанна и Петра Алексеевича был пожалован в бояре. Трудами и материальными вложениями Константина Осиповича усадьба и ее окрестности преображались. На его средства были возведены два храма: храм Воскресения Христова и больших размеров – в честь иконы Божьей Матери «Знамение».
- Храм Воскресения Христова выстроен в русском стиле, в этом году ему исполнится 350 лет. Знаменский храм «младше» на 18 лет, он был построен в 1692 году. Этот храм интересен своей архитектурой – здание сделано в виде корабля. Три его главы – над самим храмом, алтарем и трапезной, как три мачты. Сооружение окружала открытая галерея, гульбище – которая вела в княжеские палаты. Это ранний Нарышкинский барокко, который тогда еще не успел сформироваться как архитектурный стиль, - рассказывает священник Свято-Софийского собора в г. Обнинске иерей Максим БЕЛОНОЖКИН.
Отец Максим – один из тех, кто болеет душой за судьбу старинной обители. Он даже не задумывается, почему это делает, просто хочет, чтобы не канула в Лету маленькая частичка прошлого земли Калужской.
Ныне Знаменский храм – архитектурная жемчужина Жуковского района со следами забвения. На окнах до сих пор сохранились старинные кованые решетки, уцелела даже историческая плитка на полу. Кое-где проступают детали фресок. А с купола при ремонте был снят «родной» крест, сейчас этот свидетель ушедшей эпохи лежит среди убитых временем стен и строительных лесов... На колокольню можно подняться по винтовой узкой лестнице, колокола, конечно, утрачены.
Видя сегодня этот храм в окружении зелени, можно себе представить, каким нарядным он был. В богатом церковном убранстве, с росписями, светильниками и горящими свечами. Здесь шли службы, крестили, венчали и отпевали местных жителей, в его приходе было 108 дворов. К слову, в XIX веке храм ремонтировался, о чем гласит надпись на стене трапезной. Несмотря на то что она почти стерлась, и проступают лишь отдельные буквы, батюшка читает ее без труда: «Сей храм был восстановляем в 1838 году и в 1876 году, а окончательно восстановлен в 1896 году при священнике Иоанне Виноградове и старосте Фадее Галактионове».
В богоборческие годы, когда рушились старые устои, храмы села Турбино были закрыты, священников репрессировали. В Воскресенском устроили мясной склад. В Знаменском хранили зерно, а в дальнейшем – сельскохозяйственную технику и оборудование. Так терялись корни, уничтожалось наше прошлое. И только к середине 1990-х годов все вернулось на круги своя, эти два храма были переданы РПЦ. Но денег на восстановление не хватает.
Без самоотверженной работы отца Максима Белоножкина ничего бы не вышло. Уже 15 лет батюшка ведет борьбу за Знаменский храм, изучая его историю и архитектуру, поднимая архивы, привлекая меценатов, готовых оказать помощь в реконструкции. Он делает все, чтобы возродить храм и начать в нем службы.
- Знаменский храм – памятник уникальный, аналогов в мире ему не существует. Силами прихода мы сделали кровлю, чтобы законсервировать и таким образом сохранить постройку от дальнейшего разрушения, ведь помещение не отапливается, а погодные условия – то дожди, то мороз, то тепло – дают о себе знать. Также восстановили купола и крест, но все находится на начальном этапе. Пока трудимся над тем, чтобы этот храм внести в госпрограмму по финансированию реставрационных работ на памятниках культуры федерального значения. Есть и люди, готовые нас поддержать, выделить свои средства для его восстановления.
Это главное доказательство того, что отец Максим и его помощники на правильном пути, в то же время понятно, насколько серьезный объем работ еще предстоит выполнить.
- И все-таки мы планируем начать службы. Пока с маленького Никольского придела, где нам осталось только немного подремонтировать полы, а утварь и престолы у нас есть, - рассказывает священнослужитель.
Говорят, когда начинаются службы, начинается жизнь храма. Сюда уже идут люди: кто-то увидеть историческое место, а кто-то – помолиться.