Общество | Официально | Политика | Экономика | Мы и закон | Наука и образование | Потребителю | Здравоохранение | ЖКХ | Культура | Спорт | Память |
Беседуем с заместителем начальника отдела защиты прав потребителей Управления Роспотребнадзора Оксаной Астаховой
Каждый из нас является потенциальным потребителем товаров и услуг. Сегодня грамотное потребительское поведение позволяет сделать правильный выбор, предотвратить возможное нарушение наших прав, а в случае возникновения конфликта – найти компромиссный вариант урегулирования. Профессиональную помощь в этом оказывают специалисты Управления Роспотребнадзора по Калужской области. В рамках Всемирного дня защиты прав потребителей (15 марта) в нашей области прошли круглые столы, семинары, консультации со специалистами Управления Роспотребнадзора.
– Как часто и на что жаловались жители нашей области?
– К сожалению, количество обращений, поступающих в Управление Роспотребнадзора по Калужской области, растет. Основные причины обращений — это несоответствие цены товара на прилавке цене на кассовом узле; продажа немаркированного товара (табак); предоставление услуг ненадлежащего качества; невозврат денежных средств за неоказанную услугу (туристические, финансовые, транспортные); нарушение сроков поставки товаров и исполнения услуг; включение в договор условий, ущемляющих права потребителей.
А если говорить про услуги, то здесь наибольшее количество жалоб связано с финансовой сферой, услугами связи и ЖКХ.
– В чем выражается ваша помощь тем, кто обратился с жалобами?
– Например, в минувшем году почти по тремстам обращениям жителей области мы объявили предостережения хозяйствующим субъектам о недопустимости нарушения обязательных требований по защите прав потребителей, а 21 обращение стало основанием для обращения в суд в защиту конкретного потребителя. Также мы предоставляем информацию и консультацию по интересующим вопросам.
– Одну из консультаций попросим у вас сегодня. Давайте заострим внимание на одной из популярных тем, которые очень интересуют потребителей: можно ли вернуть деньги за подарочный сертификат? Особенно этот вопрос стал актуальным в эти дни, после праздников, которые прошли 23 февраля и 8 Марта. Но для начала, чтобы всем было ясно, о чем идет речь, пожалуйста, поясните, что такое подарочный сертификат.
– Подарочный сертификат (или подарочная карта) — это документ, подтверждающий оплату товаров или услуг на определенную сумму – авансовый платеж. Деньги за него получены, а товар еще не отдан. В документе обычно указывается денежный эквивалент, правила использования, срок действия и иногда другие нюансы, которые нужно знать владельцу.
— Это значит, что товар оплачен?
– В случае с подарочным сертификатом, который является лишь авансом будущей оплаты товара, продавец и покупатель еще не вступили в правовые отношения.
В статье 421 ГК РФ установлено, что граждане и юридические лица свободны в заключении договора, в связи с этим потребитель имеет право отказаться от покупки, а также потребовать возврата уплаченного аванса. Для этого необходимо направить в адрес магазина письменную претензию с требованием вернуть все денежные средства, потраченные на сертификат, или часть суммы, которая осталась после покупки товара (услуги).
– Может ли потребитель отказаться от сертификата?
– Потребитель вправе, например, отказаться от сертификата или мотивировать свой отказ от сертификата тем, что в магазине нет подходящей вещи или услуги. В этом случае продавец не может исполнить свои обязательства по договору купли-продажи, а покупатель в свою очередь вправе потребовать возмещения. По аналогии вы также вправе воспользоваться сертификатом частично в разное время.
В случае если сертификат приобретался третьим лицом по безналичному расчету, то в данной ситуации предъявителю возвращаемого сертификата рекомендуется указать в заявлении на возврат свои банковские реквизиты. Ведь даже у фактического приобретателя сертификата к моменту возврата могут измениться банковские реквизиты.
– В какой срок осуществляется возврат денег?
– В соответствии со статьей 23.1 Закона «О защите прав потребителей» номинал сертификата или остаток непотраченной суммы должен быть возвращен в течение десяти календарных дней после написания заявления.
При этом отсутствие чека, подтверждающего факт приобретения подарочного сертификата, по закону не является основанием для отказа в возврате денег, что закреплено в статье 25 Закона «О защите прав потребителей», а также в статье 493 ГК РФ, которые будут применяться по аналогии с общими нормами, применяемыми к договору розничной купли-продажи.
Потребитель вправе ссылаться на свидетельские показания в подтверждение заключения договора и его условий.
Кроме того, согласно статье 16 Закона «О защите прав потребителей» условия договора, ущемляющие права потребителя по сравнению с правилами, установленными законами или иными правовыми актами РФ в области защиты прав потребителей, признаются недействительными.
Поэтому отказ со стороны продавца вернуть деньги из-за истечения срока действия сертификата, наличия условий о невозвратности сертификата и т. д., ссылаясь на свои правила выпуска, является неправомерным.
– В случае невозврата денег что делать потребителю?
– Если продавец отказывается возвращать деньги или оставляет претензию без ответа, потребитель вправе обратиться с жалобой в Роспотребнадзор, а также в суд. В соответствии со статьей 17 Закона «О защите прав потребителей» истцы по искам, связанным с нарушением прав потребителей, освобождаются от уплаты государственной пошлины. Управление оказывает бесплатную помощь в составлении исковых заявлений для обращения в суд.
ЦИФРЫ
В 2023 году поступило в Роспотребнадзор 2 337 обращений в области нарушений защиты прав потребителей (в 2022 году – 1 944).
>52 % обращений связано с вопросами из сферы розничной торговли.