Фронтовая судьба кавалериста

11:51, 16 февраля 2023

В этом году исполняется 80 лет со дня освобождения Ульяновского района от немецко-фашистских захватчиков. В далёком 1942 году защищать ульяновскую землю довелось и уроженцу Омской области кавалеристу Михаилу Спиридоновичу Семёнову.

У него уникальная военная судьба. Таких счастливчиков, как он, на войне было немного. Судьба берегла солдата даже в самых экстремальных ситуациях: дважды он вырывался из цепких лап смерти. Полковой писарь поспешил внести имя Михаила Спиридоновича в список безвозвратных потерь воинской части. Районный военкомат выдал его отцу, Спиридону Герасимовичу, документ, где было написано, что его сын, сержант Михаил Семёнов, в бою за Социалистическую Родину, верный воинской присяге, проявив геройство и мужество, был убит 12 августа 1942 года и похоронен под деревней Речица Орловской области.

Оплакивали гибель Михаила родные и близкие, горевал о тяжёлой утрате Спиридон Герасимович. Горевал и немножко завидовал тем односельчанам, кому в дом почтальон приносил извещение о том, что их сын, отец, муж «без вести пропал». Тогда оставалась хоть какая-то надежда, что он жив. Может быть, попал в плен, тяжело ранен и не может сообщить о себе, а тут нет никакой надежды.

Так сержант Семёнов «умер» впервые.

Затем было перезахоронение останков бойцов из братской могилы деревни Речица, в братскую могилу на мемориальном комплексе в Сквере Героев в селе Ульяново, и там, на мраморной плите золотыми буквами выбито имя «СЕМЕНОВ М.С.»

Что же на самом деле происходило в тот день 12 августа 1942 года?

11 августа 1942 года немецкие войска начали наступательную операцию «Смерч» на стыке 61-й и 16-й советских армий. Враг по силе превосходил наши войска, особенно в танках и авиации. Цель операции: окружение советских войск, их разгром и выход на Козельск, Сухиничи и далее на Калугу.

Уже три советские стрелковые дивизии (387-я, 350-я и 346-я) были отрезаны от основных сил 61-й армии, дрались в окружении. Командующий 16-й армии Иван Баграмян направил на ликвидацию прорыва 1-й гвардейский кавалерийский корпус, 10-й танковый корпус и 5-й гвардейский стрелковый корпус, которые смогли остановить наступление противника.

5-й гвардейский кавалерийский полк 1-й гвардейской кавалерийской дивизии 1-го гвардейского кавалерийского корпуса 11 августа и первую половину дня 12 августа находился в резерве командования, но в самый критический и решающий момент боя был направлен из-под села Перестряж на помощь 3-му гвардейскому кавалерийскому полку в район деревни Речица. Эскадрон, в котором служил командиром отделения Михаил Семёнов, ворвался в деревню, но попал под сильный перекрёстный пулемётный огонь. Кавалеристы перешли к обороне.

Из рассказа Михаила Семёнова сыну:

«В том бою я был ранен в руку. От моего отделения в живых осталось четыре человека, один из них, как и я, был ранен, но в ногу. Немцы обошли наши позиции. У нас закончились патроны, а бой продолжался далеко за нашими спинами. Решили пробираться к своим, ведь должен кто-то ещё остаться в живых от эскадрона.

В штате кавалерийского полка, принятого в январе 1942 года, численность сабельного эскадрона, за счёт введения в него минометного взвода, взвода ПТР и ружейных гранатомётчиков, возросла до 173 человек.

Пробирались оврагами и кустарником. При выходе из одного оврага услышали русскую речь. Осторожно посмотрели. По просёлочной дороге шла колонна людей в красноармейской форме. В некоторых из них узнали однополчан. Обрадовались, что вышли к своим. Выскочили к ним навстречу из кустов, не обратив внимания на то, что они все шли без оружия. Оказалось, что это наши пленные, которых немцы вели в свой тыл. Так и мы оказались в плену. На ночь остановились лагерем на опушке леса. Воспользовавшись темнотой и невнимательностью немецких конвоиров, большой группе пленных удалось бежать. В их числе был и я.

После долгих скитаний по лесам наткнулись на группу партизан. Нас проверяли, были допросы и вопросы, но перед этим накормили, переодели, оказали медицинскую помощь. Вскоре мы стали партизанами».

В июле 1943 года была полностью очищена от оккупантов территория Ульяновского района, а 5 августа 1943 года освобождены города Орёл и Белгород, в честь чего в Москве был дан первый салют. Партизанские отряды, действующие в лесах орловщины и брянщины, влились в состав регулярной армии. Так Михаил Семёнов оказался в составе 1262-го стрелкового полка 380-й стрелковой дивизии. Появилась возможность послать весточку домой, что он жив и продолжает бить ненавистных фашистов.

В июле 1944 года в бою за город Гродно Михаил Спиридонович получил пулевое ранение в голову и тяжёлое осколочное ранение. Его вновь посчитали убитым. На имя отца второй раз было направлено извещение о гибели сына.

А он, несмотря ни на что, выжил. Долго лечился в госпитале и вернулся в строй, но уже в состав 330-й стрелковой дивизии.

Вернулся бывший кавалерист домой в декабре 1945 года. На груди его сверкали две медали «За отвагу», Орден Славы III степени, медаль «За победу над Германией», а в трофейном чемодане, среди личных вещей, лежали 11 благодарностей от Верховного Главнокомандующего И.В. Сталина за участие во взятии ряда городов Германии.

В послевоенные годы Михаил Спиридонович посветил себя педагогике, работал учителем.

По словам его сына Александра Михайловича, отец мечтал съездить в Ульяновский район, в деревню Речицу, пройти по местам того боя, посетить свою первую могилу, в которой покоится прах его боевых товарищей, но так и не смог. В 2000 году, на 78 году жизни Михаил Спиридонович скончался. Мечту отца осуществил сын кавалериста.

Очень хочется, чтобы ещё многие поколения помнили о простых солдатах, которые спасли нашу страну от фашистского ига, чтобы слава их подвигов не померкла в веках.

Поделиться с друзьями:
Чтобы оставить комментарий необходимо на сайт или зарегистрироваться.

Новости по теме



Новости ВРФ