Общество | Официально | Политика | Экономика | Мы и закон | Наука и образование | Потребителю | Здравоохранение | ЖКХ | Культура | Спорт | Память |
Экспозиция «Элегантный век» расскажет о русском фарфоре
Выставка в информационно-библиографическом центре областной библиотеки им. В. Г. Белинского – это необычное путешествие в прошлое. Все здесь переносит туда, где мы не жили, но от этого возникает какое-то особенное чувство. В экспозиции – красочные иллюстрированные издания, посвященные истории возникновения и развития фарфоровой промышленности в России, которая насчитывает более двух веков.
История фарфора начинается в Китае, где он появился много столетий назад. Там же появились и таланты, создающие настоящие произведения искусства из белого золота, как китайцы тогда называли фарфор. При этом очень бережно хранили технологию его производства. Европейцам пришлось искать свою формулу создания фарфора, как, впрочем, и русским мастерам. Отцом русского фарфора считается специалист горного дела Дмитрий Виноградов. Именно он нашел тот состав глины, который позволил выпускать отечественный фарфор. Так, в России появилось большое количество заводов. Одна из книг выставки – «Русский фарфор» (автор – Всеволод Попов) рассказывает об истории производства. Кроме исторического очерка здесь даны марки заводов, находившихся на территории Российской империи, – это завод Гарднера, Императорский фарфоровый, Кузнецовские заводы. Об этом упоминается и в других книгах.
Когда Екатерина II в 1762 году взошла на престол, в России было около тысячи таких предприятий, в том числе 35 стекольных и 7 фарфоровых. Одно из них чуть позже было организованно в Калужской губернии. Создавал его Франц Гаттенбергер. Швейцарец по происхождению, он открыл свой завод на землях калужской владелицы стекольных заводов Марии Мальцовой. Этот завод выпускал фарфоровые чаши, но просуществовал недолго: из-за отсутствия капитала в 1801 году он был закрыт. А вот судьба Гаттенберга в дальнейшем была связана с Императорским заводом в Петербурге – этот человек очень много сделал для его развития.
Вторая часть выставки – фарфоровые фигурки из частной коллекции одной из читательниц библиотеки. Здесь восхищаешься то шнурами на мундире гусара – доломане и ментике, то нежными изгибами легкой ткани на платьях дам, волной льющейся из их ладоней. Обращают на себя внимание и юные девы, очаровательные и милые, держащие в руках кто собачку, а кто – шляпку… Изящные изделия современных мастеров, сохраняющих традиции старых умельцев.
Как отметила Ольга Коваленко, эти скульптурки напоминают о том, что у нас хранятся «безделицы», что бережно хранили наши бабушки. Они радовали их, грели душу, а мы порой не придаем им значения.
Эта выставка – связь прошлого с настоящим. Все в ней в гармонии – литература, иллюстрации, фарфор. Еще одна ее часть носит название «Эхо времен». Чем больше всматриваешься в названия книг, тем больше совершаешь открытий. На полках – книги по истории костюма, ювелирным изделиям, мебели, архитектуре. Есть издания, посвященные мейсенскому и советскому фарфору, прекрасные книги, такие как «Антиквариат», «Русская парфюмерия», и серия, в которую вошли книги «Фарфор и фаянс Российской империи», «Марки немецкого фарфора». Стоит сказать, что эта серия была выпущена в Калуге издательством Ирины Касаткиной, а отпечатана в типографии «Облиздат» в конце 1990-х – начале 2000-х годов.