«Цветущая сложность» малой родины

08:10, 08 апреля 2022

В сентябре на партах калужских школьников появится новый учебник

К сентябрю текущего года у школьников региона появится новый учебник, посвященный истории Калужского края. Он охватывает период с древнейших времен до ХХ века. В работе над ним участвуют педагоги, сотрудники Калужского музея-заповедника, национального парка «Угра» и другие специалисты. Новый учебник может использоваться как пособие по краеведению к основному курсу отечественной истории и будет полезен в дополнительном образовании. О его концепции, о том, что он представляет собой в целом, мы беседуем с Ириной БЕРГОВСКОЙ, директором Института истории и права Калужского государственного университета имени Циолковского. 

 

КСТАТИ


В 1963 году в Калужском книжном издательстве вышла книга Евдокии Васильевой «Края родные» – учебное пособие, предназначенное для школьников четвертого класса.

В 1976 и 1977 годах Приокское книжное издательство (Тула) выпустило серию книг «Калужский край». Это была хрестоматия – сборник документов, отражающих историю региона. В первый том вошли материалы «с древнейших времен по 1861 год», во второй – с 1861 по 1917 годы. В 1982 году вышла очередная книга – сборник документов первых десятилетий советской власти (1917–1941 гг.). Четвертый том, изданный в 1987 году, включал документы военного и послевоенного времени.

 

Захватывающее «ремесло» исторической науки

– Ирина Николаевна, чем вызвана необходимость разработки учебника по истории Калужского края, какова ее конечная цель?

– Работа над концепцией учебника «История Калужского края» для 9-11 классов началась, по сути, в 2017 году, под руководством и при личном участии министра образования и науки Калужской области А.С. Аникеева. В первом заседании рабочей группы принял участие ректор Государственного академического института гуманитарных наук Д.В. Фомин-Нилов, который с 2012 года был одним из координаторов Всероссийского научно-образовательного проекта «История России через историю регионов», поддержанного В.В. Путиным, по созданию таких учебных пособий во всех субъектах нашей страны. Наш учебник – во многом продолжение и развитие этого проекта. Конечно, есть общие требования к структуре и оформлению таких пособий, но наш учебник во многом оригинален и самобытен в методических решениях, подборе и структурировании исторического материала, что объективно обусловлено фактами регионального исторического процесса. В работе над ним участвует большой авторский коллектив. Это ведущие ученые-историки, прежде всего преподаватели Института истории и права Калужского государственного университета имени Циолковского, археологи, музейные и архивные работники, самые опытные учителя и методисты, сотрудники редакционных отделов и издательств.

Цель учебника – на основе новейших достижений исторической и смежных наук доступно и увлекательно рассказать историю родного края, раскрыв ее как часть общероссийского исторического процесса. А там, где это позволяет исторический факт, и как часть мировой истории. Показать, что мы все – это большая Родина, которая создавалась трудами наших предков. Создавалась долго, трудно, но последовательно и закономерно. Это наше главное наследие во всем его природном, этнографическом, социальном, экономическом, культурном разнообразии. Показать, как говорил наш выдающийся соотечественник Константин Леонтьев, «разно-образие в единстве», эту «цветущую сложность».

– Создание краеведческого учебника для нас не ново. В 1963 году Калужским книжным издательством было выпущено небольшое учебное пособие для четвертого класса, оно называлось «Края родные». В брошюре говорилось о полезных ископаемых области, реках и озерах, флоре и фауне, промышленности, истории Калуги, конспективно – о районных городах, знаменитых земляках. Исторических сведений как таковых было не так много. Каково содержание нового учебника?

– Действительно, было несколько учебных пособий по истории Калужского края. Была замечательная хрестоматия «Калужский край. Документы и материалы», изданная в 1970-1980-е годы, ставшая настольной книгой не для одного поколения учеников и учителей, студентов и преподавателей.

Но время идет. Появляются новые методы познания истории, выявляются новые исторические источники, уточняются наши представления о событиях прошлого, происходивших на Калужской земле, открываются новые факты, в том числе благодаря исследованиям на стыке разных наук.

И само собой, с 1960-х-1970-х годов уже прошло 50-60 лет, которые были насыщены важными событиями и процессами. Они тоже требуют осмысления, анализа, объяснения.

Наконец, за последние годы появился целый ряд научных публикаций, в том числе учебников и монографий, по отдельным темам и периодам истории региона.

Не случайно в новом учебнике выделяются две части. Вторая часть посвящена новейшей и современной истории. И, поверьте, при написании каждой из частей, независимо от отдаленности произошедшего по времени от нас, свои трудности. Об этом тоже рассказывается на страницах учебника. Иначе говоря, мы посвящаем школьников в захватывающее «ремесло» современной исторической науки.

Представляете теперь, насколько колоссальная работа проделана коллективом. Обобщить, систематизировать, подобрать изобразительный ряд, да еще изложить все доступно и литературным языком, и хорошим стилем.

Со-чувствовать, со-переживать, со-знавать

– Вернусь к старому учебнику 1960-х годов. Так вышло, что накануне нашей встречи он попал мне в руки и мне довелось его посмотреть. Я обратил внимание на рекомендации: «Чтобы хорошо знать свой край, чаще бывайте в лесу, в поле, на берегах озер и рек. Всюду найдется, что изучать. Понаблюдайте за распусканием почек, цветением растений, жизнью животных, послушайте журчащий ручеек – и природа откроет вам свои тайны». Цитирую аннотацию к книге. В числе других рекомендаций был совет посетить краеведческий музей. Все это связано с методикой изучения родного края. Как видим, оно предполагает не только одну историю. 

– Для того чтобы достоверно изложить прошлое и понять его, действительно нужно знать географию и другие естественные науки, как это ни странно. Ведь, например, с XIII по XXI век менялись ландшафты, русла рек, климат. И эти изменения нужно учитывать, чтобы точно локализовать историческое событие на месте, чтобы нарисовать те же исторические карты. А по особенностям почвы, останкам растительного и животного происхождения при помощи методов естественных наук археологи достаточно точно датируют находки. Нам известно немало примеров, когда такие открытия подтверждали письменные свидетельства или же становились единственными объективными данными о событиях, сохранившихся лишь в легендах.

С другой стороны, мы всегда подчеркиваем важность музейных экспозиций для познания истории. Это возможность не просто «вообразить» историю, но потрогать, понюхать ее, попробовать на вкус, полностью погрузиться в эпоху через ее материализацию. Развитие этого – в набирающей популярность исторической реконструкции. Тогда, как мне кажется, начинаешь чувствовать историю, и дальше – со-чувствовать, со-переживать, со-знавать.

Вообще для постижения истории, для усвоения ее уроков очень важен этот деятельный момент.

– Историю России нельзя представить без обороны Козельска, без Стояния на Угре, без обороны Малоярославца в 1812-м и без битвы за Москву в 1941-1942 годах. Есть ли темы, которые, по-вашему, сегодня остаются в тени, о которых не так уж много говорится, а хотелось бы побольше?

– История необъятна. Всегда есть и будут малоизученные и неизученные темы, как в любой науке. В основе учебника, о котором мы говорим сейчас, лежит федеральный историко-культурный стандарт. Этим стандартом определены ключевые события и деятели нашей общенациональной истории, важнейшие вехи, важнейшие смыслы. Некоторые из них, относящиеся к Калужской земле, вы назвали.

Учебники и учебные пособия – это лишь одно из средств познания и преподавания истории. Это как компас или маяк, который задает направление. А двигаются по этому пути вместе учитель и ученик, и капитан – учитель. И, как я сказала ранее, через региональную историю мы конкретизируем и углубляем историю общероссийскую. Очень многое, если не все, зависит от профессионализма и культуры, увлеченности и знания предмета именно учителем. На первом заседании экспертного совета по историческому образованию, которое прошло 16 марта 2022 года в Министерстве науки и высшего образования России под председательством министра В.Н. Фалькова, не случайно прозвучал тезис о важности изучения и преподавания региональной истории на всех уровнях образования.

– Ирина Николаевна, с чего, по-вашему, «начинается Родина»?

– Для меня – как в известной советской песне. Это то, что ты никогда не предашь, не оболжешь, не потеряв себя. Как педагог, я подчеркну, что составители букварей всегда знали, что картинки в них – это не просто рисунок или изображение. А как философ, могу сказать, что любовь к Родине – это сначала практически бессознательное чувство. По мере взросления – человека ли, культуры ли – оно получает четкое определение патриотизма как служения Отечеству.

Виктор БОЧЕНКОВ.

 

Места: Калуга
Поделиться с друзьями:
Чтобы оставить комментарий необходимо на сайт или зарегистрироваться.

Новости по теме



Новости ВРФ