Поучать или воспитывать?

10:00, 15 декабря 2021

В Калуге обсудили роль классных руководителей в воспитательном процессе

Каким должно быть воспитание в современной школе? Что делать учителю, если дети уходят в соцсети? Как не стать рабом бесконечной отчетности? На все эти и другие вопросы искали ответы на встрече министра образования и науки области Александра Аникеева с учителями.

Пройти школьный путь вместе

Приглашенные на беседу педагоги – участники I Всероссийского форума классных руководителей, прошедшего в Москве в рамках Недели учителя. Они вернулись из столицы вдохновленные, почерпнув из общения с российскими коллегами массу интересных идей. Часть этого опыта классные руководители взяли на вооружение и теперь внедряют его на базе родных школ.

Молодой педагог, учитель русского языка и литературы школы №13 Калуги Виктория Зиновьева после форума изменила вектор классного руководства.

 – Раньше я воспринимала классного руководителя как посредника между ребенком, родителем и школой, – рассказывает Виктория. – Теперь поняла, что хочу идти по стране знаний рядом с детьми.

Марине Неверовской, учителю истории и музыки из Манинской средней малокомплектной школы Людиновского района, иногда приходится иметь дело со сложными детьми. Но ее этим не смутить – она постоянно придумывает для своих воспитанников интересные дела, встраивая работу ребят в жизнь всей школы.

 – Вместе с детьми объехали все деревни, облагораживаем не только территории памятников, но и храмов, – делится учитель. – Собрали этнографический архив песен наших бабушек, сделали видео и аудиозапись.

Учитель химии и биологии Елена Сергеева создала в своей школе открытое творческое пространство, где занимаются робототехникой и химией. Благодаря такой организации учебного процесса в него вовлекаются даже немотивированные на учебу дети. А те, кто уже вовлечен, могут лучше понять, какой именно предмет им лучше дается. Видео успешных химических экспериментов выкладывается в школьных чатах.

Приоритеты расставлены

Бытует мнение, что из школ ушло воспитание. Но это не касается школ Калужской области, считает Александр Аникеев.

 – На федеральном уровне впервые за многие годы были сформулированы приоритеты воспитательной деятельности, она была нормативно закреплена изменениями в закон об образовании, в школах появились программы воспитания, и это совершенно меняет дело,

– отметил Александр Сергеевич.

В школьных программах воспитания четко прописаны ценности, на которые должны ориентироваться педагоги, чтобы дети вышли из школы гармонично развитыми людьми.

На форуме в Москве был подписан меморандум классных руководителей, принятый «исходя из национальных воспитательных идеалов» и понимания современных вызовов. В первом пункте подчеркивается, что «воспитание личности — приоритетная задача государственной политики».

Где и как воспитывать детей? Начинать нужно прямо с уроков! Воспитательное значение урока сложно переоценить: сеять разумное, доброе, вечное можно даже на математике, не говоря уж об уроках истории и литературы.

Классный час – еще одна традиционная площадка для воспитания. Но не стоит тратить драгоценное время, чтобы менторским тоном распекать школяров за плохие оценки и поведение. По мнению министра, можно говорить об успеваемости, но не об оценках. Поведенческие проблемы если и обсуждать, то на отвлеченных примерах, не переходя на личности. Классный час – лучшее время для мудрых бесед, интересных дискуссий, увлекательных интеллектуальных игр.

Возглавить «сетевое безобразие»

В меморандуме предлагается использовать современные инструменты воспитания. Такие, например, как цифровизация. Поскольку сейчас дети из дворов и школьных коридоров все чаще уходят общаться со сверстниками в социальные сети, педагогам важно взять эту ситуацию под контроль. Как? Администрировать школьные сети и чаты самим. По крайней мере присутствие классного руководителя в них является обязательным для воспитательного процесса.

 – Информационные технологии – не та сфера, которой нужно бояться, – считает Александр Аникеев. – Ее нужно использовать в интересах детей, в том числе с воспитательной целью. Да, дети стремятся локализовать свое пространство, уйти от влияния взрослых, но оно присутствовать в их жизни должно. Как правило, наибольших успехов достигают те классные руководители, которые умеют создавать детско-взрослую общность, когда дети и взрослые исповедуют одинаковые ценности. Это классика воспитания, но ее нужно адаптировать к новой реальности.

Это что-то новенькое!

Воспитанию юных душ способствуют появившиеся недавно проекты. Например, Пушкинская карта, которая открыла доступ всем детям на лучшие культурные мероприятия – театральные постановки, концерты, выставки.

Недавно под эгидой министерства просвещения России стартовал новый проект «Школьная классика». По сути, это театральная педагогика, которая дает потрясающие результаты в воспитании детей и уже активно используется в передовых школах. В таких, например, как школа, которой руководит заслуженный учитель России Евгений Александрович Ямбург. Его книга «Искусство просвещать» стала памятным подарком участникам встречи.

И если создание школьного театра, как у Ямбурга, – дело сложное и хлопотное, театральный кружок или хотя бы литературную гостиную вполне по силам организовать хорошему педагогу. При этом можно обойтись без кулис и прочего сложного реквизита – подручными средствами.

В тот же «ящик» воспитательных инструментов можно положить создание в школах области спортивных клубов как современную альтернативу секциям, работу учреждений дополнительного современного образования. Пример – калужский «Кванториум», чрезвычайно востребованный у детей и подростков.

Отчёты, отчёты… А работать когда?

Не обошли на встрече и проблему бюрократического прессинга учителей.

 – Главный враг воспитательной деятельности – это отчет, – отметила Ольга Портнова, кандидат педагогических наук, методист высшей категории Калужского государственного института развития образования.– А какой может быть отчет о проведении урока мужества? Подготовка к нему требует от педагога огромной самоотдачи, душевных сил, и вот тогда он запомнится детям на всю жизнь. Но если уроки мужества превращаются в поток и требуют отчетов, это вызывает передозировку. А дополнительные мероприятия, спускаемые сверху, подчас вступают в противоречие с нашими программами воспитания.

Министр согласился с Ольгой Александровной, отметив, что указания к проведению тех или иных мероприятий, поступающие из федеральных ведомств и подведомственных учреждений, носят рекомендательный характер. Проводить их или нет, решают сами классные руководители. И никто, по словам министра, не может наказать их за отсутствие отчетов.

Скоро и у нас!

В завершение беседы учителя предложили провести областной форум классных руководителей. Министр это предложение одобрил.

 – Это здорово! Областная площадка может стать стимулом для развития школьного воспитания и повышения роли классного руководителя. Я дам поручение о подготовке такого форума,

– отметил Александр Аникеев.

Ирина Токарева.

Места: Калуга
Поделиться с друзьями:
Чтобы оставить комментарий необходимо на сайт или зарегистрироваться.

Новости по теме



Новости ВРФ