Общество | Официально | Политика | Экономика | Мы и закон | Наука и образование | Потребителю | Здравоохранение | ЖКХ | Культура | Спорт | Память |
В Калуге обсудили роль классных руководителей в воспитательном процессе
Каким должно быть воспитание в современной школе? Что делать учителю, если дети уходят в соцсети? Как не стать рабом бесконечной отчетности? На все эти и другие вопросы искали ответы на встрече министра образования и науки области Александра Аникеева с учителями.
Приглашенные на беседу педагоги – участники I Всероссийского форума классных руководителей, прошедшего в Москве в рамках Недели учителя. Они вернулись из столицы вдохновленные, почерпнув из общения с российскими коллегами массу интересных идей. Часть этого опыта классные руководители взяли на вооружение и теперь внедряют его на базе родных школ.
Молодой педагог, учитель русского языка и литературы школы №13 Калуги Виктория Зиновьева после форума изменила вектор классного руководства.
Марине Неверовской, учителю истории и музыки из Манинской средней малокомплектной школы Людиновского района, иногда приходится иметь дело со сложными детьми. Но ее этим не смутить – она постоянно придумывает для своих воспитанников интересные дела, встраивая работу ребят в жизнь всей школы.
Учитель химии и биологии Елена Сергеева создала в своей школе открытое творческое пространство, где занимаются робототехникой и химией. Благодаря такой организации учебного процесса в него вовлекаются даже немотивированные на учебу дети. А те, кто уже вовлечен, могут лучше понять, какой именно предмет им лучше дается. Видео успешных химических экспериментов выкладывается в школьных чатах.
Бытует мнение, что из школ ушло воспитание. Но это не касается школ Калужской области, считает Александр Аникеев.
– отметил Александр Сергеевич.
В школьных программах воспитания четко прописаны ценности, на которые должны ориентироваться педагоги, чтобы дети вышли из школы гармонично развитыми людьми.
На форуме в Москве был подписан меморандум классных руководителей, принятый «исходя из национальных воспитательных идеалов» и понимания современных вызовов. В первом пункте подчеркивается, что «воспитание личности — приоритетная задача государственной политики».
Где и как воспитывать детей? Начинать нужно прямо с уроков! Воспитательное значение урока сложно переоценить: сеять разумное, доброе, вечное можно даже на математике, не говоря уж об уроках истории и литературы.
Классный час – еще одна традиционная площадка для воспитания. Но не стоит тратить драгоценное время, чтобы менторским тоном распекать школяров за плохие оценки и поведение. По мнению министра, можно говорить об успеваемости, но не об оценках. Поведенческие проблемы если и обсуждать, то на отвлеченных примерах, не переходя на личности. Классный час – лучшее время для мудрых бесед, интересных дискуссий, увлекательных интеллектуальных игр.
В меморандуме предлагается использовать современные инструменты воспитания. Такие, например, как цифровизация. Поскольку сейчас дети из дворов и школьных коридоров все чаще уходят общаться со сверстниками в социальные сети, педагогам важно взять эту ситуацию под контроль. Как? Администрировать школьные сети и чаты самим. По крайней мере присутствие классного руководителя в них является обязательным для воспитательного процесса.
Воспитанию юных душ способствуют появившиеся недавно проекты. Например, Пушкинская карта, которая открыла доступ всем детям на лучшие культурные мероприятия – театральные постановки, концерты, выставки.
Недавно под эгидой министерства просвещения России стартовал новый проект «Школьная классика». По сути, это театральная педагогика, которая дает потрясающие результаты в воспитании детей и уже активно используется в передовых школах. В таких, например, как школа, которой руководит заслуженный учитель России Евгений Александрович Ямбург. Его книга «Искусство просвещать» стала памятным подарком участникам встречи.
И если создание школьного театра, как у Ямбурга, – дело сложное и хлопотное, театральный кружок или хотя бы литературную гостиную вполне по силам организовать хорошему педагогу. При этом можно обойтись без кулис и прочего сложного реквизита – подручными средствами.
В тот же «ящик» воспитательных инструментов можно положить создание в школах области спортивных клубов как современную альтернативу секциям, работу учреждений дополнительного современного образования. Пример – калужский «Кванториум», чрезвычайно востребованный у детей и подростков.
Не обошли на встрече и проблему бюрократического прессинга учителей.
Министр согласился с Ольгой Александровной, отметив, что указания к проведению тех или иных мероприятий, поступающие из федеральных ведомств и подведомственных учреждений, носят рекомендательный характер. Проводить их или нет, решают сами классные руководители. И никто, по словам министра, не может наказать их за отсутствие отчетов.
В завершение беседы учителя предложили провести областной форум классных руководителей. Министр это предложение одобрил.
– отметил Александр Аникеев.