Общество | Официально | Политика | Экономика | Мы и закон | Наука и образование | Потребителю | Здравоохранение | ЖКХ | Культура | Спорт | Память |
Росписи, которые видел Гоголь, нуждаются в реставрации.
Об уникальных росписях Казанского (Спасо-Преображенского) храма, расположенного в Калуге на улице Подвойского, писали неоднократно. Они относятся к первой половине XVIII века, их состояние на сегодняшний день определяется как аварийно-стабильное. Не так давно вопрос о сохранении росписей обсуждался на заседании группы по сохранению исторической памяти при губернаторе Калужской области. Решение требует немалых денег, около ста миллионов, необходимых для проведения всего комплекса реставрационных работ.
Казанский храм был построен в начале XVIII века, его заложили в год Полтавской победы – в 1709-м. Ранее здесь, вблизи паромной переправы через Оку, стояла деревянная церковь. Храм неоднократно перестраивался, причем сразу после своего возведения, и его четверик, где выполнены росписи – в новой масляной технике, но по старым образцам, – превратился в комплекс разновременных строений. Элементы первоначального декора – раковины в ложных закомарах, полуколонки – напоминают строительные и декоративные приемы конца XVII столетия. Трапезная с приделами датируется 1827 годом. Колокольня была построена в 1802-м, в 1844-м на ней было возведено новое навершие, тогда же заменили новыми пять основных куполов.
В статье «Калужская Казанская чудотворная икона Божией Матери и памятники ее церковно-народного прославления» из «Калужских епархиальных ведомостей» за 1905 год (№ 21, 15 ноября) архимандрит Никодим, ректор семинарии, рассказывает об особой книге, заведенной еще в 1709 году, куда записывались пожертвования на Казанский храм. В ней перед текстом было изображение Казанской иконы в четырех красках. Затем шло «Предисловие к читателю», где говорилось о пользе пожертвований и наградах за эти жертвы. Книга была скреплена подписью местного священника: «А сию книгу подписах тоя ж церкви поп Михайла Савин своей рукою». Далее следовал список, уместившийся на четырнадцати листах. «По разнообразию даров, их ценности, – писал архимандрит Никодим, – лицам и различному их общественному положению, относительной значимости их даров в их жизни, цели и назначению дара эта рукопись, писанная разными руками с множеством расписок, представляет глубоко интересный исторический памятник русской церковно-общественной жизни XVIII века, и нельзя не пожелать, чтобы он был напечатан полностью».
Уникальная живопись сохранилась в четверике, и ее нужно датировать временем первого строительства храма. Она расположена на склонах лоткового свода и в алтарной части. Имена живописцев неизвестны. Однако, судя по всему, это были выдающиеся мастера иконописи своего времени – начала XVIII века. Они следовали традициям изографов Оружейной палаты. В живописи сочетаются потаенная святость русской иконописи и композиционные решения, заимствованные из популярной тогда среди живописцев Западной Европы и России лицевой Библии Пискатора, которая была издана в Амстердаме, с собранием гравюр, ставших для иконописцев композиционной основой. По свидетельству архимандрита Никодима, живопись Казанского храма рассматривал Николай Гоголь, когда был в Калуге. В трапезной храма частично сохранились росписи более позднего времени. Они были сделаны в XIX веке.
Росписи в четверике не имеют аналогов в Центральном федеральном округе. Казанская церковь является объектом культурного наследия федерального значения.