Общество | Официально | Политика | Экономика | Мы и закон | Наука и образование | Потребителю | Здравоохранение | ЖКХ | Культура | Спорт | Память |
К истории освещения Калуги.
Каждый вечер Калуга зажигает электрические фонари, и становится светло как днем. Конечно же, так было не всегда. Эта статья о том, каким было, как менялось освещение городских улиц. За несколько десятилетий оно сделало заметное развитие – от фонарей, где горело конопляное масло, до электричества.
В Государственном архиве Калужской области есть документ под названием «Контракт калужского мещанина Пестрикова на освещение города в ночное время», датированный 27 августа 1823 года. За вознаграждение в 2 380 рублей подрядчик обязался с 30 августа до 14 апреля следующего 1824 года зажигать в ночное время все уличные фонари, которых в ту пору насчитывалось 300 штук. Они были «одинакового формата». Причем двести из них имели по три, а сто – по два фитиля из бумаги. Антип Дмитриевич должен был заправлять их конопляным маслом «без всякой примеси» каждый вечер не позднее шести часов, кроме «ясных лунных ночей», каковые случались лишь 10–12 раз в месяц.
Пестрикову нужно было на свой счет нанять людей, которые бы «включали» эти источники ночного освещения городских улиц «всегда в свое время и в тех числах, которые будут назначены господином калужским полицмейстером». Время, отпущенное на зажигание фонаря, составляло полчаса, а если таковой гас, то особый «смотритель» должен был возобновить его горение «в ту же минуту». Стекла надлежало содержать «в чистоте и исправности». За фонари «внутри домов» Пестриков ответственности не нес. В апреле в связи с возрастанием продолжительности светового дня начало работы фонарщиков переносилось на одиннадцать часов вечера. В конце рассматриваемого документа есть замечание: если подрядчик не сумеет справиться с вышеуказанными условиями, ему следует отказать «в освещении города».
В финансовом вопросе все было тоже предельно ясно. Так, если в деньгах «оказывалось излишество», то Пестриков обязался их возвратить в Думу. В качестве залога он предложил «дом собственный деревянный на каменном фундаменте с землей здешнего города Калуги». Документ был скреплен подписями городского головы Александра Прянишникова и гласного Ивана Золотарева.
Прошло сорок лет. Что же изменилось в организации уличного освещения за это время?
Газета «Калужские губернские ведомости» под № 14 от 2 апреля 1860 года в статье «Нечто об освещении улиц в Калуге» сообщала, что в городе имеется уже 400 фонарей, они зажигаются только «в продолжение 18 вечеров в месяц». Мы узнаем отсюда, что освещение городских улиц нельзя было назвать не только роскошным, но даже удовлетворительным. Город занимал территорию в 800 десятин (одна десятина равна 1,09 гектара), имел четыре с половиной версты в длину и три с половиной в ширину, в нем было 104 улицы и переулка, 4 площади, 10 мостов. Для освещения всего этого использовалось лишь 400 фонарей. Их столбы по линии улиц отстояли друг от друга на 20 сажень (одна сажень равна примерно 2,13 метра), что составляло более 40 метров. На многих «неглавных» улицах и «почти по всем переулкам» их не было вовсе. Хорошо еще, что калужане ложились рано спать, то есть в 8–9 часов вечера (летом, наверное, попозже). Но и на освещенных улицах была «темь страшная», так как фонари зажигали только когда «совершенно стемнеет», в безлунные ночи.
Скудны городские средства, оттого и мало фонарей! 250 из них заправляли спирто-скипидарной жидкостью, а 150 – конопляным маслом. Первой расходовалось 720 ведер в год! Для ее приготовления использовали спирт, скипидар и поташ (карбонат калия). Для остальных 150 источников света уходило в год около 91 пуда (один пуд – примерно 16,4 килограмма) масла. Чтобы зажечь фонарь, нужно было воспользоваться сальной свечой. Их расходовалось более четырех пудов в год. Да еще смотрителю нужно было заплатить 150 рублей в год. На ремонт ламп, горелок, столбов и других частей фонаря за это время тратилось 200 рублей. Зажигались фонари командой из двадцати «пожарных служителей», которым следовало выплачивать по 25 копеек ежемесячно каждому на «баню и мыло», откуда набиралось 40 рублей в год. И это еще не все расходы.
Уже через четыре года в той газете (№ 38 от 19 сентября 1864 года) мы обнаруживаем новые сведения о характере освещения улиц. С 12 сентября 1864 года фонари стали наполняться фотогеном, который вырабатывали на заводах Мальцова в Людинове. Не трудно догадаться, что слово «фотоген» в переводе на русский язык будет звучать как «рождающий свет». А вот о его составе может рассказать «Энциклопедический словарь» Брокгауза и Ефрона выпуска 1902 года, в котором приводится подробное описание. Это «минеральное масло, получаемое при сухой перегонке бурых углей», температура кипения которого составляла более 200 градусов по Цельсию. Бывшие прежде в продаже более легкие сорта фотогена, которые имели температуру кипения ниже 60 градусов, перестали использоваться для освещения из-за огнеопасности.
Статьи об освещении города публиковались на страницах «Калужских губернских ведомостей» и в последующие годы.
Интересно, что некоторые калужане устраивали электроснабжение самостоятельно. Так, калужский купец Василий Николаевич Билибин еще в 1902 году установил на территории собственной городской усадьбы в Никитском переулке (ныне это дом № 20 на улице Карпова) шахту с динамо-машиной, то есть электрический генератор! Первый в городе! От этой небольшой, можно сказать, домашней электростанции получали освещение не только ее владельцы, но и жители близстоящих домов и магазинов. Чтобы осуществить этот проект, его организатору потребовалось разрешение строительного отделения Калужской городской управы, а для обслуживания заказчиков – калужского полицмейстера Е. И. Трояновского. Примечателен тот факт, что в губернскую земскую управу электричество было подано только в 1909 году! При этом керосиновые фонари продолжали использоваться, хотя освещали лишь пространство возле столба…
В феврале 1912 года начались перемены: в дома калужан протянулись линии на столбах для электричества. В декабре решили отложить подачу электротока в город на будущий год!
Так как же решился вопрос электрического снабжения Калуги? Обратимся к другому документу, хранящемуся в Государственном архиве Калужской области. Это докладная записка городского гласного инженера Аркадия Меньшова в финансовую и электрическую комиссию Калужской городской думы о предполагаемом электрическом освещении города Калуги (12 мая 1911 – 17 мая 1911). Он считает нужным увеличить площадь освещения, распространив его на весь город! Для этого потребовалось бы 75 дуговых фонарей и 635 ламп накаливания.
Далее инженер приводит смету, из которой следует, что стоимость построения здания электростанции составит 30 000 рублей, устройство «пристанционных оборудований, канализации, баков для нефти, заборов, замощений» – 5 000 рублей. Стоимость проводки в казармах и городских зданиях обойдется в ту же сумму. Чтобы «переустроить» телефонную и телеграфную сети, потребуется 11 000 рублей. Для строительства двигателей нужно затратить 45 000 рублей. Кроме того, следовало учесть и непроизводственные расходы, а также затраты по «надзору за постройками», а это еще около 7 тысяч рублей. В общем, получалась сумма в 244 010 рублей! Однако с учетом скидок она уменьшалась до 229 410 рублей, но в наличии оказалось только 159 тысяч.
Главным предметом такой дороговизны был заграничный двигатель Дизеля. Российским, как оказалось, обойтись нельзя. Дизели, сделанные у нас, «очень неудовлетворительны» и несут на себе «печать небрежности, свойственную, к сожалению, большинству (изделий. – Прим. авт.) отечественной заводской промышленности». Да и двигатель Дизеля тоже был очень капризным. Однако за ним должно признать два достоинства: быстрота пуска в ход и дешевизна эксплуатации. Следует обратить внимание еще на один нюанс. Двигатель работал на нефти, и поэтому затраты на его использование определялись, помимо прочего, еще и стоимостью данного вида топлива, которая и в те времена оставалась нестабильной!
Исходя из вышеизложенного А. А. Меньшов предлагает прибегнуть не к двигателю Дизеля, а к «паровому двигателю с пароперегревателем системы Вульфа». Тем более что в Калуге имелся достаточный для этого запас дров. Другие плюсы – неприхотливость, возможность выполнять ремонт на месте в Калуге «благодаря соседству мастерских Сызрано-Вяземской железной дороги и любезности господина начальника дороги», а также удобство обслуживания машины и невысокая оплата труда рабочего персонала. Далее Аркадий Аркадьевич обосновывал, какую сумму взять с жителей Калуги. Он считает, что, если из 60 000 жителей города взять «хотя бы» 25 000 человек и предложить им внести еще по 3 рубля (или по 2 рубля 80 копеек), то наберется недостающая сумма в 70 000 рублей
Видимо, все-таки паровая машина не решила вопроса электрического снабжения города, поскольку 17 мая 1911 года в Калужскую городскую управу от А. А. Меньшова поступил «подсчет эксплуатационных расходов по отпуску 340 000 КВт/ч» с использованием динамо-машины, которая была снабжена двумя двигателями по 150 десятков лошадиных сил. В сумме все расходы составляли 575 рублей в месяц и 6 900 рублей в год.
Машину нужно было время от времени ремонтировать. Это тоже учитывалось в смете. Замена щеток, воздушной токопроводной сети, деревянных и железных столбов и др. в год составляла 2 800 рублей. Получается, что в целом в год нужно было затратить 151 187 рублей. Поэтому 1 кВт/ч должен был обходиться в 4,7 копейки.
Итак, Калуга получила электрическое освещение! Еще в начале XXI века на улице Кирова (бывшая Большая Садовая) можно было увидеть построенное в 1912 году здание первой городской электростанции. Теперь на этом месте дом № 23. Но только 16 апреля 1913 года жители Калуги собрались у стен первой городской электростанции на церемонию ее торжественного открытия.
Станция справлялась с возложенными на нее обязанностями и обеспечивала энергией 78 уличных дуговых фонарей и 635 ламп накаливания. Она шестнадцать лет оставалась единственной в городе. Однако потребности в электроснабжении возрастали. И вот 6 ноября 1929 года была запущена новая городская центральная электрическая станция. Но это уже другая история.