Общество | Официально | Политика | Экономика | Мы и закон | Наука и образование | Потребителю | Здравоохранение | ЖКХ | Культура | Спорт | Память |
О протопопе Аввакуме до сих пор продолжают спорить.
В этом году исполняется 400 лет со дня рождения протопопа Аввакума, общественного деятеля и писателя XVII века. Юбилей для русской литературы, что и говорить, редкий. В его страданиях отразилась эпоха, разграничившая Россию средневековую, по преимуществу религиозную, и новое светское государство с культурой и политической структурой совсем нового типа. Он показал пример мыслящего человека, обладающего свободой совести, готового платить за нее жизнью. Подготовка к юбилейным мероприятиям началась несколько лет назад. Необходимые указания по их проведению сделал В.В. Путин. 22 октября в рамках торжеств был открыт памятник протопопу Аввакуму в Боровске.
Протопопа Аввакума за непреклонное неприятие церковных реформ патриарха Никона и царя Алексея Михайловича дважды ссылали в Пафнутьев-Боровский монастырь. Первый раз в марте 1666 года. Вскоре он был возвращен отсюда в Москву. 13 мая на Московском соборе защитники дониконовских чинов и последований были преданы анафеме. Аввакум был помещен в Никольский монастырь на Угреши в отдельную «палатку студеную над ледником». В начале сентября того же года его снова увезли в Пафнутьев-Боровский монастырь. В городе была брошена в земляную яму, где умерла от голода, одна из богатейших женщин России – боярыня Федосья Морозова, в иночестве Феодора. Сейчас на этом месте возведена часовня.
Протопоп Аввакум был сожжен в Пустозерске, успев написать «Житие» – яркий памятник средневековой литературы. «С этого пустозерского пламени возжегся костёр великой русской прозы», – таким обобщением завершил рассказ «Огненный протопоп» Юрий Нагибин, подчеркивая значение этого человека, сочетавшего в себе несокрушимую волю, страстность, силу духа, готовность к самопожертвованию во имя великой идеи. Дело ведь не только в обрядах, традициях, книжных ошибках. О коренной ломке русского мировоззрения спустя три столетия напишет обер-прокурор Синода (при Временном правительстве в 1917-м) Антон Карташов: «Все русские отцы собора 1667 года посадили на скамью подсудимых всю русскую московскую церковную историю, соборно осудили и отменили её». Эти последние слова в своих «Очерках по истории русской церкви» он счел нужным выделить разрядкой.
Таково очень краткое, но всё-таки необходимое предисловие к торжествам, состоявшимся 22 октября. Вообще история – не только череда событий, но и постоянное их переосмысление.
О церковной трагедии XVII века написано сейчас достаточно много, как и о самом «мятежном протопопе». Боровскому периоду жизни Аввакума и боярыни Морозовой посвящена книга историка Виктора Осипова, вышедшая в 2007 году в издательстве «Золотая аллея», «В Боровеск, на мое Отечество, на место мученое».
На открытии нового памятника выступили митрополит Русской Православной старообрядческой Церкви Корнилий (Титов), губернатор Калужской области Владислав Шапша, меценат Сергей Кондрашов, главный советник департамента по взаимодействию с религиозными объединениями Управления по внутренней политике администрации президента Александр Терентьев и другие.
Протопоп Аввакум изображен в протоиерейском облачении со свитком в левой руке. «Стойте Господа ради в вере твердо и не предавайте благоверие отец ваших» – начертано на нём. Нужно отметить, что памятник – не культовое сооружение. Это образ почитания и памяти, и только.
Выступавшие выразили особую признательность благотворителю Сергею Кондрашову, на средства которого создан и передан в дар Боровску памятник, и автору – художнику и скульптору Олегу Молчанову.
Владислав ШАПША:
– Аввакум известен не только как священномученик, но и как один из основателей русской словесности. Это важная и непростая миссия – нести людям слово. Без слова нет веры, без слова нет знаний. То, что в дни юбилея этот памятник появился на Боровской земле, в духовном и культурном центре России, для нас большая честь, историческая справедливость.
Николай КАЛИНИЧЕВ, врио главы администрации Боровского района:
– Оглянемся на два с половиной года назад. Здесь была пустошь, сараи, развалины котельной. Благодаря национальным проектам, которые были инициированы президентом России, и программам, дающим возможность таким городам, как Боровск, благоустраиваться, мы стоим сегодня на площади, созданной с нуля. Я бы хотел сказать слова благодарности Владиславу Шапше за то, что он поддержал инициативу боровчан и выделил средства на благоустройство нового парка в городе... Впереди перед нами установлена стела «Город воинской доблести». Но за доблестью стоит дух. Непреклонный дух, который позволял нашей стране в самые тяжелые времена выходить из каждой ситуации победителями. Аввакум является олицетворением русского духа и непреклонности. Рядом с памятником расположен собор Покрова Пресвятой Богородицы. Благодаря инициативе фонда «Посолонь», поддержке местных жителей и сенатора Дмитрия Артамонова он включен в программу реставрации. Через год с небольшим он станет подарком для боровчан.
Заслуженный художник России и скульптор Олег МОЛЧАНОВ признался, что работа над памятником была очень сложной: предстояло вплоть до мелочей изучить особенности и детали древнерусского облачения, а также старообрядческую иконографию Аввакума. Основной вопрос: в каком обличье, в каком образе он должен был предстать?
– Мы знаем известный памятник Вячеслава Клыкова, который находится на родине Аввакума, в селе Григорове Нижегородской области. Мне хотелось сделать нечто принципиально другое. Пришла мысль показать Аввакума в протоиерейском облачении во время служения в Казанском соборе на Красной площади. Человек, который находился в центре столицы, на доходном месте, всё презрел ради веры, сменив поручи и фелонь на узы, на путы. Та же участь и та же судьба были выбраны инокиней Феодорой – боярыней Федосьей Морозовой. Говоря сегодня о поиске национальных идей и скреп, мы должны думать и о том, что не за материальное, а за духовное надо держаться. Вечен поиск национального героя, или героя нашего времени. Для меня протопоп Аввакум – герой нашего времени, вовсе не XVII века, хотя он в нем жил. Его готовность взойти на голгофу христоподражательна, а значит, вечна. И образец для нас, для верующих, а неверующих не бывает…
Участники торжеств возложили к памятнику цветы.
То что прежде, в XIX веке, во многом по идеологическим соображениям называли фанатизмом, объясняет один из ведущих специалистов по русской истории и литературе XVII века академик Александр Панченко: «Древнерусский человек в отличие от человека просветительской культуры жил и мыслил в рамках религиозного сознания. Он «окормлялся» верой как насущным хлебом. В Древней Руси было сколько угодно еретиков и вероотступников, но не было атеистов, а значит, и фанатизм выглядел иначе. Боярыня Морозова – это характер сильный, но не фанатичный, без тени угрюмства, и недаром Аввакум писал о ней как о «жене веселообразной и любовной» (любезной)».