Человеку непреклонного духа

17:30, 06 ноября 2020

О протопопе Аввакуме до сих пор продолжают спорить.

В этом году исполняется 400 лет со дня рождения протопопа Аввакума, общественного деятеля и писателя XVII века. Юбилей для русской литературы, что и говорить, редкий. В его страданиях отразилась эпоха, разграничившая Россию средневековую, по преимуществу религиозную, и новое светское государство с культурой и политической структурой совсем нового типа. Он показал пример мыслящего человека, обладающего свободой совести, готового платить за нее жизнью. Подготовка к юбилейным мероприятиям началась несколько лет назад. Необходимые указания по их проведению сделал В.В. Путин. 22 октября в рамках торжеств был открыт памятник протопопу Аввакуму в Боровске.

И снова в Боровск

Протопопа Аввакума за непреклонное неприятие церковных реформ патриарха Никона и царя Алексея Михайловича дважды ссылали в Пафнутьев-Боровский монастырь. Первый раз в марте 1666 года. Вскоре он был возвращен отсюда в Москву. 13 мая на Московском соборе защитники дониконовских чинов и последований были преданы анафеме. Аввакум был помещен в Никольский монастырь на Угреши в отдельную «палатку студеную над ледником». В начале сентября того же года его снова увезли в Пафнутьев-Боровский монастырь. В городе была брошена в земляную яму, где умерла от голода, одна из богатейших женщин России – боярыня Федосья Морозова, в иночестве Феодора. Сейчас на этом месте возведена часовня.

Протопоп Аввакум был сожжен в Пустозерске, успев написать «Житие» – яркий памятник средневековой литературы. «С этого пустозерского пламени возжегся костёр великой русской прозы», – таким обобщением завершил рассказ «Огненный протопоп» Юрий Нагибин, подчеркивая значение этого человека, сочетавшего в себе несокрушимую волю, страстность, силу духа, готовность к самопожертвованию во имя великой идеи. Дело ведь не только в обрядах, традициях,  книжных ошибках. О коренной ломке русского мировоззрения спустя три столетия напишет обер-прокурор Синода (при Временном правительстве в 1917-м) Антон Карташов: «Все русские отцы собора 1667 года посадили на скамью подсудимых всю русскую московскую церковную историю, соборно осудили и отменили её». Эти последние слова в своих «Очерках по истории русской церкви» он счел нужным выделить разрядкой.

Таково очень краткое, но всё-таки необходимое предисловие к торжествам, состоявшимся 22 октября. Вообще история – не только череда событий, но и постоянное их переосмысление.

О церковной трагедии XVII века написано сейчас достаточно много, как и о самом «мятежном протопопе». Боровскому периоду жизни Аввакума и боярыни Морозовой посвящена книга историка Виктора Осипова, вышедшая в 2007 году в издательстве «Золотая аллея», «В Боровеск, на мое Отечество, на место мученое».

В сквере на месте пустыря

На открытии нового памятника выступили митрополит Русской Православной старообрядческой Церкви Корнилий (Титов), губернатор Калужской области Владислав Шапша, меценат Сергей Кондрашов, главный советник департамента по взаимодействию с религиозными объединениями Управления по внутренней политике администрации президента Александр Терентьев и другие.

Протопоп Аввакум изображен в протоиерейском облачении со свитком в левой руке. «Стойте Господа ради в вере твердо и не предавайте благоверие отец ваших» – начертано на нём. Нужно отметить, что памятник – не культовое сооружение. Это образ почитания и памяти, и только.

Выступавшие выразили особую признательность благотворителю Сергею Кондрашову, на средства которого создан и передан в дар Боровску памятник, и автору – художнику и скульптору Олегу Молчанову.

Владислав ШАПША:

– Аввакум известен не только как священномученик, но и как один из основателей русской словесности. Это важная и непростая миссия – нести людям слово. Без слова нет веры, без слова нет знаний. То, что в дни юбилея этот памятник появился на Боровской земле, в духовном и культурном центре России, для нас большая честь, историческая справедливость.

Николай КАЛИНИЧЕВ, врио главы администрации Боровского района:

– Оглянемся на два с половиной года назад. Здесь была пустошь, сараи, развалины котельной. Благодаря национальным проектам, которые были инициированы президентом России, и программам, дающим возможность таким городам, как Боровск, благоустраиваться, мы стоим сегодня на площади, созданной с нуля. Я бы хотел сказать слова благодарности Владиславу Шапше за то, что он поддержал инициативу боровчан и выделил средства на благоустройство нового парка в городе... Впереди перед нами установлена стела «Город воинской доблести». Но за доблестью стоит дух. Непреклонный дух, который позволял нашей стране в самые тяжелые времена выходить из каждой ситуации победителями. Аввакум является олицетворением русского духа и непреклонности. Рядом с памятником расположен собор Покрова Пресвятой Богородицы. Благодаря инициативе фонда «Посолонь», поддержке местных жителей и сенатора Дмитрия Артамонова он включен в программу реставрации. Через год с небольшим он станет подарком для боровчан.

Заслуженный художник России и скульптор Олег МОЛЧАНОВ признался, что работа над памятником была очень сложной: предстояло вплоть до мелочей изучить особенности и детали древнерусского облачения, а также старообрядческую иконографию Аввакума. Основной вопрос: в каком обличье, в каком образе он должен был предстать?

– Мы знаем известный памятник Вячеслава Клыкова, который находится на родине Аввакума, в селе Григорове Нижегородской области. Мне хотелось сделать нечто принципиально другое. Пришла мысль показать Аввакума в протоиерейском облачении во время служения в Казанском соборе на Красной площади. Человек, который находился в центре столицы, на доходном месте, всё презрел ради веры, сменив поручи и фелонь на узы, на путы. Та же участь и та же судьба были выбраны инокиней Феодорой – боярыней Федосьей Морозовой. Говоря сегодня о поиске национальных идей и скреп, мы должны думать и о том, что не за материальное, а за духовное надо держаться. Вечен поиск национального героя, или героя нашего времени. Для меня протопоп Аввакум – герой нашего времени, вовсе не XVII века, хотя он в нем жил. Его готовность взойти на голгофу христоподражательна, а значит, вечна. И образец для нас, для верующих, а неверующих не бывает…

Участники торжеств возложили к памятнику цветы.

То что прежде, в XIX веке, во многом по идеологическим соображениям называли фанатизмом, объясняет один из ведущих специалистов по русской истории и литературе XVII века академик Александр Панченко: «Древнерусский человек в отличие от человека просветительской культуры жил и мыслил в рамках религиозного сознания. Он «окормлялся» верой как насущным хлебом. В Древней Руси было сколько угодно еретиков и вероотступников, но не было атеистов, а значит, и фанатизм выглядел иначе. Боярыня Морозова – это характер сильный, но не фанатичный, без тени угрюмства, и недаром Аввакум писал о ней как о «жене веселообразной и любовной» (любезной)».

Виктор Боченков.

Места: Калуга
Поделиться с друзьями:
Чтобы оставить комментарий необходимо на сайт или зарегистрироваться.

Новости по теме



Новости ВРФ