Общество | Официально | Политика | Экономика | Мы и закон | Наука и образование | Потребителю | Здравоохранение | ЖКХ | Культура | Спорт | Память |
Есть ли управа на тех, кто не выполняет родительский долг?
На прошлой неделе проходила Всероссийская акция «Судебные приставы – детям!». Приурочена она была ко Дню защиты детей и преследовала главную цель – в очередной раз привлечь внимание общества к «алиментной» проблеме. Проблема эта, конечно, не сезонного характера, и для регионального Управления ФССП – одно из наиболее важных и значимых направлений работы.
Подробно об этом шла речь на пресс-конференции, состоявшейся в минувший четверг. В качестве спикеров на ней выступили и.о. руководителя управления Александр Мосеенков и заместитель Татьяна Кондрашова.
В областном ведомстве составили портрет среднестатистического неплательщика алиментов.
Это мужчина от 30 до 42 лет, который периодически либо полностью в течение определенного периода не выплачивает задолженность по алиментам. Как правило, у него нет движимого-недвижимого имущества, на которое возможно обратить взыскание и погасить задолженность. Он не имеет постоянного источника дохода, заработка, часто меняет место работы. Если даже и делает выплаты, то они не регулярные, не ежемесячные. И не желает гасить уже образовавшуюся задолженность, нередко достаточно значительную. В регионе более 500 человек, у которых алиментная задолженность превышает сумму в полмиллиона рублей, средняя задолженность составляет около 150 тысяч.
– Из негативных тенденций мы видим, что, к сожалению, растет количество должников-женщин, – отметил Александр Мосеенков. – Если в 2018 году их было 950, то в нынешнем на тот же период уже 1066. Рост, по сути, произошел на 10 процентов.
Всего на конец мая на исполнении калужских судебных приставов находилось около 7 тысяч исполнительных производств в отношении 6,5 тысячи пап и мам, у некоторых – по нескольку исполнительных листов.
Постоянный источник дохода все же имеют 60% должников, и в этом случае взыскание алиментов происходит под контролем приставов. 40% – всячески увиливают, а страдают дети. Много лет идет разговор о создании страхового алиментного фонда. Есть ли подвижки?
– Высказываются очень противоречивые мнения на сей счет, – отвечает на вопрос Татьяна Кондрашова. – Многие склоняются к тому, что у нас любые попытки государства облегчить жизнь неминуемо влекут попытки граждан извлечь из этого необоснованную выгоду. Существует вероятность, что родители станут умышленно разводиться, фиктивно подавать на алименты и благополучно проживать совместно. Возможно, поэтому все пока в стадии разговоров и движения в законодательную плоскость нет.
В подтверждение таких опасений – известная хитрость, когда папаши, имеющие уже вторую семью и второго ребенка, вновь специально разводятся, чтобы снизить размер производимого удержания алиментов на первого ребенка.
И все же на какую помощь государства может рассчитывать женщина, у которой ее бывший словно испарился, забыв напрочь о материальной части отцовского долга? Решение такой ситуации есть: если алиментщика признают по суду безвестно отсутствующим, женщина будет получать социальную выплату – пенсию по потере кормильца. Многие ли пользуются такой возможностью?
– На сегодняшний день, к сожалению, признанных по суду безвестно отсутствующими у нас всего с десяток должников, – говорит Александр Мосеенков. – Но граждан, теоретически подпадающих под эту категорию, значительно больше. При активном участии взыскателя, я думаю, суд бы принял такое решение по 50–60 должникам, а может, даже по 100.
Пенсия по потере кормильца вместо алиментов назначается только в том случае, если розыск должника не дал результата. Год ищут неплательщика всеми возможными средствами, и потом у взыскателя появляется право обратиться в суд за признанием его безвестно отсутствующим.
– По каждому такому исполнительному производству мы уведомляем взыскателя о возникновении у него этого права. К сожалению, далеко не все идут в суд. Поэтому и цифра такая небольшая – 10-12 принятых судом решений, – объяснил ситуацию А. Мосеенков.
Помощь от государства – это, конечно, хорошо, но справедливее всего спросить с нерадивого родителя.
Сегодня у службы судебных приставов достаточно широкий спектр мер принудительного исполнения. Исполнительные производства о взыскании алиментов находятся на особом контроле и работают по ним наиболее опытные судебные приставы.
Какие же это меры?
Как показывает практика, две последние меры весьма эффективны – побуждают должника выплачивать алименты.
Последние меры принудительного исполнения – привлечение должника к административной ответственности по ст. 5.35.1 КоАП РФ (это около тысячи неплательщиков) и к уголовной по ст. 157 УК РФ (уголовные дела возбуждены в отношении 143 нерадивых мам и пап). Если штрафы, обязательные работы не пробуждают родительский инстинкт, тогда злостные алиментщики лишаются свободы.
Большинство алиментных неплательщиков – личности асоциальные, но встречаются и принципиальные. Это те, которые имеют неплохое материальное положение, к примеру, индивидуальные предприниматели. Они всеми способами пытаются скрыть свои доходы либо предоставляют сведения о якобы минимальном доходе.
Их не всегда сразу можно установить, признаются спикеры. Прежде чем это понять, за ним нужно побегать. Вроде нет ни квартиры, ни машины, но сам весьма приличной наружности. У него есть вторая супруга, живут вроде неплохо, но он говорит: «У меня нет работы, мне не на что жить». Судебному приставу-исполнителю приходится доказывать, что гражданин – принципиальный неплательщик, у него есть источник дохода, который он скрывает.
Таких, правда, немного – 50–60 человек, или 3–5% от общего числа неплательщиков.
Вот красноречивый пример разоблачения «идейного» алиментщика. Папаша задолжал более полумиллиона рублей на содержание ребенка и всеми силами скрывался с помощью родственников от приставов. Не помогло – и его самого, и его транспортное средство установили, машину арестовали и передали на ответственное хранение супруге. У должника есть выбор: приступить к диалогу с супругой и найти всех устраивающий выход из конфликтной ситуации, возместить ущерб, причиненный ребенку, и вернуть себе авто либо лишиться его.
– К сожалению, бывшие супруги не пытаются разрешить конфликт мирным путем, мстят друг другу, а страдают интересы ребенка, – отмечает Татьяна Кондрашова.
Кстати
В региональном Управлении ФССП неплательщики алиментов встретились с представителем Калужской епархии отцом Дорофеем.
Алиментщики должны своим детям различные суммы, но объединяет их одно – в отношении них в структурных подразделениях ведомства на исполнении находятся исполнительные производства.
Священнослужитель рассказал о необходимости духовной и эмоциональной близости к детям, несмотря на возможные конфликты с бывшей женой. Напомнил он и об обязанности содержания своих детей, привел много примеров из жизни, показывающих, что при желании можно помогать, даже не имея высокого заработка и престижной работы, нужно только любить своих детей, а также переступить через лень.
В ответ на слова должников о тяжелой ситуации и строгости закона отец Дорофей сообщил, что ради интереса изучил законодательство ряда зарубежных стран и там к должникам по алиментам относятся ещё строже.
В региональном ведомстве это не первый опыт проведения такого мероприятия. И беседы, пусть не всегда, но приносят свои плоды, ведь некоторые граждане поддаются убеждению и встают на путь исправления – трудоустраиваются, начинают регулярно перечислять средства на содержание родных детей.