Общество | Официально | Политика | Экономика | Мы и закон | Наука и образование | Потребителю | Здравоохранение | ЖКХ | Культура | Спорт | Память |
Изношенный жилой фонд - обуза для управляющих компаний
Тема брифинга руководителя областной Госжилинспекции откровенно разочаровала. Кому, подумалось, сегодня нужно объяснять, что за поддержание порядка в многоквартирном доме нужно платить управляющей компании. Ближайшая командировка изменила первоначальное мнение.
Как в репьях – в предписаниях и штрафах
Интерес к управляющей компании «Обнинск» у областной Гос-жилинспекции вполне обоснован. За минувший год ей выдано 84 предписания, 57 из которых не были исполнены. В связи с этим составлены протоколы об административном нарушении, повлекшие за собой обязательные денежные штрафы. За семь месяцев нынешнего года компании выдано 63 предписания. И теперь Госжилинспекция совместно с судебными приставами приехала для разбирательства с оплатой штрафов, а при необходимости и изъятия имущества в счет погашения долгов.
Картина на взгляд со стороны классическая: управляющая компания деньги с собственников собирает по полной программе, своих же обязанностей не исполняет. Люди в свою очередь шлют жалобы в жилищную инспекцию. При ближайшем рассмотрении все оказывается не так трагично. Предписания и штрафы действительно существуют. Правда, вынесены они «Обнинску» в предыдущие сроки, объясняет директор Михаил Вилков, когда под управлением компании находились городские общежития и многоквартирные дома, построенные еще во времена оны.
Сейчас положение управляющей компании стабилизируется. Долг по неисполненным предписаниям ГЖИ составляет 1 млн 300 тыс. рублей. И новых предписаний от жилищной инспекции стало заметно меньше. За 2017 год в ее колл-центр поступило 320 устных обращений, в 2018 году – 151. Некая динамика к снижению обращений заметна, отметил начальник Калужской Госжилинспекции Алексей Дулишкович.
Количество предписаний в адрес компании со стороны жилищной инспекции снизилось в разы. За последний год, сообщил Вилков, не было ни одного невыполненного предписания, а соответственно и штрафов. Хотя шлейф из ранее выданных тянется по сей день. Но по ним ведется активная работа, отмеченные недостатки устраняются.
Свои позиции компания укрепила, избавившись от опеки старого жилого фонда. Собираемость платежей с населения сразу же подскочила до 95, 97 и даже была выше 100 процентов начисленного. Текущая задолженность перед ресурсоснабжающими организациями, по утверждению директора компании, примерно соответствует задолженности конечных потребителей, что ресурсники воспринимают с пониманием.
Если бы не «грехи» прошлых лет, можно было бы утверждать, что управляющая компания «Обнинск» живет вполне благополучно. Ее ахиллесовой пятой остаются просроченные долги, природа которых не в патологическом стремлении, как у некоторых «управляшек», присваивать деньги плательщиков. От подобных подозрений УК «Обнинск» избавлена расчетами собственников через расчетно-кассовый центр.
Давние долги формируются из расходов на общедомовые нужды, которые порой нежданно-негаданно выскакивают как черт из табакерки. Таким «чертиком» для «Обнинска» стал находящийся в его управлении 12-этажный дом, в котором вода из-за низкого давления не поднимается выше девятого этажа. Чтобы воды в доме хватало всем, в его подвале установлен повысительный насос. И только теперь выяснилось, что, когда рассчитывался тариф на воду, про насос никто не знал. Отключить его нельзя, возникнет еще более острая проблема. Насос продолжает работать, вместе с давлением нагнетая сверхнорматив по расходу электроэнергии. Возникший из-за этого излишек на оплату общедомовых нужд компания вынужденно «раскидывает» на собственников.
– Таких вещей, о которых никто не знал прежде и которые теперь всплывают, у нас немало, – сетует Михаил Вилков. – Это для нас довольно большая проблема.
Надзор в нашем жилищном законодательстве организован достаточно прямолинейно, из-за чего выдача предписаний ГЖИ во многом формализована. Они выдаются чуть ли не автоматически, без учета финансовых возможностей управляющих организаций, по принципу: назвался груздем – полезай в кузов. Есть обращение собственников – ГЖИ обязана на него реагировать. Выбор способов реагирования небольшой: предписание и штраф. Потому и копятся долги у УК, не имеющих достаточных собственных оборотных средств.
Часть домов от компании «Комфорт» в управление к «Обнинску» перешла недавно. По предписанию Госжилинспекции в подвале дома № 204 по улице Ленина начался ремонт системы канализации. Осенью-зимой 2017 года заменили около 70 процентов старых чугунных труб на новые пластиковые. Поменяли стояки отопления. Собственных средств на счете дома тогда не было, и все работы компания выполнила за свой счет.
Естественно, понесенные расходы позднее были включены в платежные квитанции в виде ежемесячных сборов с собственников до момента полного возврата средств. Вот этого народ не понял, посчитав удерживаемые суммы побором управляющей компании.
Это не первый инцидент. Михаил Вилков вспоминает другой похожий случай. Инициативная группа из соседнего дома, который только что взяли под управление, пожаловалась на его компанию в Госжилинспекцию, потребовав ремонта в подъезде. Проведенные по предписанию ГЖИ работы вылились в солидную сумму. Ее «Обнинск», разумеется, также выставил собственникам. Их радость от, казалось бы, одержанной победы улетучилась.
– Проявился старый формат мышления, – говорит Вилков. – Люди посчитали, что чем больше нажалуются, тем больше получат, притом за чужой счет.
Тема тогдашнего брифинга в Госжилинспекции оказалась злободневной.
Социальный долг бизнеса
Свои проблемы со штрафами, долгами и неплатежами компания «Обнинск» решила одним мановением руки: расторгнув невыгодные договоры с неплатежеспособными домами. Но проблема для города, области осталась. Бывшие общежития и многоквартирные дома старой постройки переданы в управление муниципального унитарного предприятия. Как жизнь показывает, МУПы - это своего рода отстойники, в которых брошенные дома со временем деградируют до состояния аварийных. Насколько эффективно у нас ведется переселение граждан, известно. И люди, оставленные вниманием нормальной управляющей компании, надолго, если не навсегда, лишаются элементарных удобств и коммунального обслуживания.
Давать советы со стороны легко. Не претендую на безоговорочность суждения, но повторю уже однажды высказанную мысль. Возможно, в качестве варианта власти стоит прибегнуть к нерыночному решению. В брошенных домах живут такие же наши граждане, оказавшиеся в убогом жилье не по собственной вине. Почему бы их дома не распределить пропорционально в качестве гуманитарной нагрузки по более благополучным частным управляющим компаниям? Государство порой закрывает глаза на не всегда благовидную деятельность «управленцев», позволяя не только накопить первоначальный капитал, но и многократно умножить его. Пришла пора напомнить бизнесу о его социальной ответственности.