Ручку позолотили, а что получили?

12:44, 30 марта 2018

1 апреля 2017 года стоимость проезда в общественном транспорте Калуги выросла. Какие изменения ощутили пассажиры год спустя?

В Калуге репутация у рогатого всегда была не на высоте, а с прошлого года она стала еще ниже. Тариф повысился, а качество услуг не улучшилось, более того, пассажиры ощутили дискомфорт  из-за того, что вечерами троллейбус не дождешься, днем интервалы движения увеличились, а  на некоторых маршрутах в салон впускают  только через переднюю дверь, из-за чего в час пик скапливается огромная очередь из желающих войти.

Но пока в Калуге работают многочисленные маршрутки (спасибо им в который раз), проблема с перевозками остро не стоит. Благодаря частоте их движения в областном центре есть альтернатива архаичному троллейбусу. Так это видится со стороны пассажиров. Руководство Управления калужского троллейбуса с таким утверждением категорически не согласно и считает маршрутки большой помехой для своей эффективной работы. Мы попросили директора управления Вадима Витькова обозначить свою позицию и ответить на вопросы, связанные с перспективами деятельности его ведомства.

Это не тариф развития

- Вадим Владимирович, по вашему мнению, повлияло ли увеличение платы за проезд на обеспечение комфорта пассажиров?

- Тезисы о том, что изменение тарифа, произошедшее в 2017 году, полностью решит проблему дефицита транспорта и водителей, никогда никем не высказывались. Тариф к тому моменту не менялся несколько лет, между тем цены на основные расходные обязательства предприятия, такие как электро-

энергия, ГСМ, запасные части и т.д., росли все эти годы, да и инфляцию никто не отменял.

Повышение тарифа с 16 до 19 рублей было просто необходимым, поскольку при старом тарифе предприятие просто не смогло бы существовать. К слову сказать, тарифы были изменены по всей стране, и калужский является одним из самых низких. Хотя и он значительно ниже себестоимости и с трудом покрывает инфляцию.

Утверждение, что можно продолжать функционировать без изменения тарифа на протяжении пяти лет, когда цены на необходимые для этого элементы выросли в несколько раз, является банальным популизмом и свидетельствует о полном незнании основных принципов экономики и отсутствии элементарного понимания реальной хозяйственной деятельности. 

Тариф 19 рублей при сегодняшних ценах является тарифом, позволяющим предприятию выполнять свои функции, но не тарифом развития.

Пассажиропоток удалось нарастить

- Какие улучшения должен был почувствовать пассажир в 2017 году?

- Главное - увеличение выпуска с 60 машин в 2016-м до 80 в 2017 году. Может, обывателю это не так заметно, интервалы по-прежнему оставляют желать лучшего, но давайте не забывать, что новых машин не поступало вообще, а старые серьезно изношены при такой интенсивной эксплуатации. При таких исходных данных серьезно увеличить выпуск стоило больших усилий. Внедрены автоматическая система оплаты проезда, электронные транспортные карты, ездить по которым дешевле. Появилась возможность оплачивать проезд любой банковской картой. Мы реанимировали, впервые за долгие годы, аудио-

оповещение в троллейбусах, установили видеонаблюдение в салонах.

Репутацию надо восстанавливать

- На сегодня мы имеем негативное отношение калужан к троллейбусным перевозкам. Будет ли скорректирована работа для того, чтобы снять неприятие ваших нововведений? Речь о сокращении времени работы троллейбусов (официально до 23 часов, но пассажиры жалуются, что уже после 20 часов ощущается неудобство: машин становится на маршруте мало, а порой их не дождаться). Те, кому необходимо попасть домой в эти часы, вынуждены нанимать такси либо ждать маршрутки, которые в большинстве своем не подводят. Хотя их работа в вечернее время тоже не идеальная. Можно ли вернуться к прежнему расписанию работы?

- «Негативное отношение калужан к троллейбусным перевозкам» - это некорректное утверждение. У калужан могут быть нарекания к отдельным аспектам, но не к троллейбусам в целом. Никакого сокращения времени работы до 23 не было. Время захода последних троллейбусов в депо с маршрутов варьируется от 00.11 до 00.50. В поздние вечерние часы интервал движения троллейбусов действительно вырастает местами до 25 минут, но данные пассажиропотока показывают, что, например, с 23 до 00.30 в одном троллейбусе на рейс находится приблизительно два пассажира. Информация про движение маршруток не соответствует действительности, после окончания вечернего часа пик они практически все сходят с маршрута, и найти маршрутку в городе ближе к 9 вечера практически невозможно, это общеизвестно.

- Бурные возражения возникли в отношении того, что вы ввели правило входить в троллейбус через переднюю дверь. Это раздражает пассажиров, особенно в час пик, когда скапливается большая очередь. Можно ли отказаться от этого?

- Бескондукторная система была введена на четырех маршрутах (1,2,12,17) из одиннадцати с наименьшим количеством пассажиров, это порядка 15 машин из 80 работающих на маршрутах. Это вынужденная мера, связанная с недостатком кондукторов, поскольку работа эта не самая легкая и престижная, связана с тяжелыми физическими нагрузками. В данный момент мы используем все возможности для поиска сотрудников, в том числе у нас работает подрядная организация, которая предоставляет кондукторов, но на данный момент их всё равно не хватает. И, кстати сказать, отказ от кондукторов, причем зачастую полный, распространен во многих городах именно по тем же причинам. 

А теперь подумайте, что лучше: на линию ВЫЙДЕТ троллейбус без кондуктора или НЕ ВЫЙДЕТ ВООБЩЕ?

- График перевозок не соблюдается. Это заставляет пассажиров садиться в маршрутки, таким образом повышая их репутацию. За счет чего планируется сократить интервал движения троллейбусов и наладить соблюдение графика?

- За счет увеличения выпуска троллейбусов на линию, а этого можно добиться оперативностью в ремонте подвижного состава, а также за счет увеличения парка машин.

Троллейбус - это наше всё!

- Можно ли в Калуге отказаться от троллейбусных перевозок в пользу маршруток? Зачем нужен дорогой транспорт для пассажира, не обеспечивающий комфорта? Услуга становится профанацией. Деньги на содержание Управления троллейбуса выделяются из городского бюджета немалые, а по факту выходит латание дыр, которое не дает пассажирам никаких удобств. Может, все же признать, что троллейбус в Калуге - это не тот вид транспорта, который будет помогать пассажирам и радовать их своими качественными услугами?

- Послушайте, весь цивилизованный мир стремится к развитию экологически чистого транспорта, в основном электрического. Основы урбанистики говорят о том, что приоритет должен отдаваться транспорту большой вместимости. А вы предлагаете все это игнорировать и превратить наш город в один из городов Юго-Восточной Азии или Африки, с несметным количеством непрерывно снующих «пазиков» и «Газелей».

Ни один частный перевозчик не делает ни одного рейса, если он ему не выгоден. Вы много видите маршруток в 5-6 утра или после 9 вечера? Два пассажира – средняя наполняемость в эти часы. Вы думаете, вас повезут? А 700 тысяч льготников в месяц при условии недостаточной компенсации кто будет возить?.. Если завтра окажется недостаточно денег в бюджете на выполнение этих социальных обязательств, муниципальный перевозчик уже уничтожен, а бизнес не обязан их бесплатно возить? Где окажутся эти люди, на площадях? 

Деньги из бюджетов выделяются не на содержание Управления троллейбуса, а за выполненную работу - недополученные доходы от БЕСПЛАТНОЙ перевозки льготников.

Что касается субсидий из городского бюджета, в 2017 году они выделялись МУП ГЭТ «УКТ» исключительно на погашение долгов 2015-2016 годов по налогам и сборам прошлых периодов, исполнительному листу минфина РФ за 2014 год в размере 45 миллионов рублей, электроэнергии и лизингу. Всю текущую деятельность предприятие осуществляло исключительно за счет заработанных средств. 

В 2017-м и текущем году все обязательные платежи платятся в полном объеме в установленные законом сроки. Отсутствует задолженность по налогам и сборам впервые за последние два десятка лет. При этом из текущей же деятельности продолжается погашение долгов старых периодов! 

В 2018 году предприятие ни разу не обратилось за бюджетной помощью.

И напоследок. Все эти долги – следствие крайне неэффективной системы общественного транспорта, установленной в прошлые годы, при которой на 80 троллейбусов в городе более 500 маршруток, на один троллейбусный маршрут может приходиться до 70 маршруток с интервалом движения 40 секунд! О какой выручке и рентабельности можно говорить?! Вы посмотрите, сколько старых, страшных ПАЗов шныряет по городу, это же сельский транспорт прошлого века.

Мы принимали и принимаем все возможные меры по максимальной оптимизации деятельности предприятия, выжимаем все внутренние резервы, но все это «косметика», а нужен «капитальный ремонт». 

Ситуация кардинально улучшится только в том случае, если будут приняты меры, которыми уже озаботились многие города. Это оптимизация маршрутной сети, упразднение дублирующих муниципальный транспорт маршрутов, уменьшение огромной диспропорции между троллейбусами и маршрутками, установление жесткого контроля за соблюдением расписания и интервалов движения.

Рогатых станет больше?

- Каких нововведений ждать в 2018 году и в последующие годы?

- Удалось договориться с правительством Москвы о получении 17 автобусов большой вместимости. Продолжаем интенсивный набор водителей и кондукторов, это наряду с потребностью в новой технике основная проблема. Продолжаем внедрение беспроводного интернета в троллейбусах (30 процентов уже оборудованы). И, конечно, надеемся на пополнение троллейбусного парка.

О машинах, пассажирах и выручке

- В 2016 году было перевезено 25 миллионов 237,7 тысячи пассажиров, а в 2017 году - 25 миллионов 354,8 тысячи пассажиров. Из них порядка 7,5 миллиона льготников. Пассажиропоток не уменьшился и даже прирос. И это при том что ничего по-настоящему капитального, прорывного, такого, например, как закупка новых троллейбусов или серьезное уменьшение безумного количества маршруток, ликвидация дублирующих маршрутов, не произошло. Мы не получили ни одной новой машины, с улиц города не была убрана ни одна маршрутка. За счет оптимизации графика, интенсивного ремонта и увеличения выпуска нам удалось сохранить своего пассажира и даже нарастить пассажиропоток. Сегодня все, что может ездить, – ездит. И даже то, что годами стояло без ремонта, восстановлено и введено в строй.

В 2017 году нам удалось поднять выпуск до 75-80 троллейбусов на линии ежедневно. Мы ремонтируем и вводим в строй буквально все, что можно ввести. Если раньше при балансовой численности 106 машин на линию выходило 60, то сейчас из, условно говоря, 85 единиц на линии 80. И это при том что многие из них давно выработали свой эксплуатационный срок. Мы вновь создали учебную базу и регулярно обучаем новых водителей. Соответственно выручка поднялась до 175,4 миллиона рублей.

В 2015 году проездных было реализовано на сумму 14 миллионов рублей, в 2016 году она уменьшилась до 10 миллионов рублей, а в 2017 году выросла до 13,3 миллиона рублей. Объемы продаж стали расти вместе с выпуском.

От редакции. Судя по ответам, руководство управления не опускает руки перед трудностями, решает сложные вопросы, чтобы предприятие не утонуло в проблемах, держит его на плаву, уменьшает долги. Рассказ получился убедительным. Этот оптимизм вызывает уважение, поскольку глава ведомства не пасует перед трудностями. Однако пока всё это идет лишь в копилку самого предприятия. Для потребителя услуг - пассажиров - ничего не меняется. Поток жалоб продолжает поступать, недовольство работой муниципального общественного транспорта не уменьшается. 

Более того, выбранная предприятием перспективная стратегия настораживает и даже пугает. Проблемы управления планируется решать в том числе и за счет устранения конкурентов, то есть маршруток. 14 марта состоялось внеочередное заседание городской Думы. Депутаты внесли изменения в бюджет города. 3 миллиона 350 тысяч рублей выделено для оказания финансовой помощи муниципальному предприятию «Управление калужского троллейбуса».

Председатель бюджетного комитета Константин Сотсков поднял вопрос об эффективности работы этого предприятия:

- В течение 2017 года из городского бюджета Управлению калужского троллейбуса было предоставлено субсидий на сумму 150 миллионов рублей, полагаю, что немалые суммы придётся выделять и в текущем году, предприятие занимает лишь 10 процентов рынка пассажирских перевозок в Калуге, до сих пор не разработана программа развития УКТ, принятые меры по оптимизации расходов не могут кардинально изменить финансовое положение МУПа.

Константин Горобцов, который на тот момент был городским головой, сообщил, что в 2018 году заканчивается срок действия контракта, заключённого между городской управой и частными перевозчиками. Поэтому объявлен конкурс на разработку схемы организации дорожного движения в Калуге. После утверждения схемы МУП «Управление калужского троллейбуса» станет владельцем всех городских пассажирских маршрутов, с частными перевозчикам будут заключены новые контракты на более выгодных для города финансовых условиях. 

Ключевые слова «выгодных для города». А почему не для калужан-пассажиров? Если Управление троллейбуса станет владельцем всех городских пассажирских маршрутов, то все приоритеты в перевозках будут отданы троллейбусам, этим малоэффективным машинам, репутация которых у пассажиров плохая. Похоже, что маршрутки перестанут дублировать троллейбусные маршруты, а это значит, что на линии останутся только рогатые. Маршрутки будут обслуживать лишь те микрорайоны, где нет троллейбусных линий. Это, безусловно, замечательно. Пусть и жители отдаленных районов получат возможность с легкостью добираться до необходимых им городских объектов. 

Вопрос в другом! Несчастный пассажир в центре города может остаться один на один с услугами троллейбуса. А все потому, что на троллейбусных маршрутах будет мало или не будет вовсе частных маршруток, которые всегда выручали пассажира. А как работает рогатый, мы знаем. Не получится ли так, что при решении вопроса выживаемости муниципального предприятия ухудшится обслуживание пассажиров? Ведь, как мы понимаем, глобального увеличения количества троллейбусов на линиях не ожидается, а тут еще и маршруточников сбросят с хвоста...

Капитолина Коробова

Рисунок Виктора Артемьева.

Места: Калуга
Поделиться с друзьями:
Чтобы оставить комментарий необходимо на сайт или зарегистрироваться.

Новости по теме



Новости ВРФ